Вопрос 3 Связь психологии с другими научными дисциплинами. Принципы психологии
Между психологией и другими науками существует двусторонняя связь: в одних случаях психология использует достижения других наук для решения своих проблем, а в других - науки используют психологические знания для объяснения или решения определенных вопросов. Межпредметные связи психологии и других наук способствуют их взаимному развитию и применению на практике.
Психология в разработке вопросов опирается на данные биологии, в частности анатомии и физиологии, на учение о высшей нервной деятельности. В свою очередь, данные психологии широко используются в медицине, в частности в психиатрии.
Педагогика широко использует психологические закономерности обучения и воспитания. Отдельные отрасли психологии (педагогическая и возрастная психология частности) связаны с разделами теории и методики педагогики, дидактики, методиками преподавания отдельных учебных предметов. Одной из актуальных психолого-педагогических проблем современности является формирование мышления в процессе обучения, которое бы обеспечивало ученику возможность самостоятельно усваивать информацию, которая постоянно обновления устанавливается, гарантировало развитие способностей субъекта продуктивной интелектуальнои деятельности. Продуктивный характер взаимосвязи психологии и педагогики проявляется в том, что создаются условия для опережение реальной педагогической практики, открываются новые пути для поиска эффективных современных технологий обучения и воспитание. Одновременно психология базируется на данных педагогики при изучении психологии формирования личности. Тесным является взаимосвязь психологии с литературой, языкознания, историей, искусством, кибернетикой и другими науками.
Принцип отражения. Раскрывает понимание сущности психического и его основных функций, уровней в развитии психики человека. Своеобразие психики человека – особой формы отражения, обусловлено многими обстоятельствами: особенности самой объективной реальности, воспринимаемой как органами чувств, так и с помощь речи; состояние головного мозга; физического и психического здоровья человека; содержание и состояние его психики.
Принцип детерминизма. Объясняет причины развития психики, ее истока. Психика человека обусловлена и выступает результатом взаимодействия факторов биологического, природного, социального характеров. Вместе с тем психика не просто продукт, а результат взаимодействия и воздействия на человека социальных, биологических и природных факторов. Таким образом, психика способна изменяться и развиваться.
Принцип активности. Ориентирует исследователя при изучении психических явлений учитывать, что внешние и другие обстоятельства отражаются в сознании человека сознательно, целенаправленно, а не только зеркально.
Принцип развития. Раскрывает истоки человеческой психики, как динамического феномена. Психика может быть правильно понята, если рассматривается как результат социального взаимодействия, взаимодействия человека с социальной и природной средой как результат его деятельности и общения с другими людьми, результат его обучения и воспитания.
Принцип взаимосвязи, единства. Выделение двух граней проявления психического: субъективное (что и как мыслит, переживает, оценивает человек) и объективное (реальное поведение, действия и поступки человека, материализованные и объективированные результаты его деяний) дает основание утверждать, что наиболее адекватное понимание психического возможно на основе систем его субъективных и объективных проявлений.
Принцип целостного, системного подхода. Предполагает понимание и изучение взаимосвязанных и взаимообусловленных психических феноменов, ориентируя специалиста на осознание психики как целостного интегрального явления.
Принцип относительной самостоятельности. Не противоречит предыдущему принципу, а указывает на то, что всякое психическое явление имеет своеобразие, как своих физиологических основ, так и свои закономерности формирования, функционирования и развития.
Принцип личностного подхода, учета групповых, общественных интересов, ценностей. Изучение психики адекватно лишь при учете в совокупности личностных и групповых особенностей людей: их потребностей, интересов, жизненного и профессионального опыта, способностей, учета психотипических и индивидуально-психологических особенностей людей.
Принцип единства. Ориентирует специалистов на содержательный, аксиологический анализ психики людей с учетом конкретных исторических условий их жизни и деятельности.
- Вопрос 1 Основные этапы развития психологии
- Вопрос 2 Отличие научной психологии от житейской
- Вопрос 3 Связь психологии с другими научными дисциплинами. Принципы психологии
- Вопрос 4 Методы психологии
- Вопрос 5 Этапы развития психики в филогенезе
- Вопрос 6 Роль труда и языка в развитии сознания
- Вопрос 7 Структура сознания. Самосознание личности
- Вопрос 8 Понятие деятельность. Структура деятельности
- Вопрос 9 Навыки и умения. Виды деятельности
- Вопрос 10 Виды внимания
- Вопрос 11 Свойства внимания
- Вопрос 12 Физиологическая основа ощущений
- Вопрос 13 Виды ощущений
- 14. Пороги ощущений. Адаптация органов чувств.
- 15. Восприятие. Свойства восприятия.
- 16. Теории памяти. Теоретические подходы к изучению памяти.
- 17. Виды памяти.
- 19. Взаимосвязь мышления и речи.
- 20. Мышление как процесс: формы и операции мышления.
- 21. Виды мышления.
- 22. Функции и виды речи.
- 23. Виды воображения
- 24. Приемы воображения. Влияние воображения на органические процессы
- 25. Понятия «человек», «индивид», «личность». Структура личности по Платонову.
- 26. Направленность личности.
- 28. Защитные механизмы личности.
- 29.История изучения темперамента
- 30. Теория Павлова о видах внд.
- 31. Понятие «характер». Черты характера
- 32. Акцентуация характера
- 33. Понятие «способности». Взгляды на природу способностей.
- 35. Теоретические взгляды на природу эмоций.
- 36. Понятия «эмоции» и «чувства». Функции эмоций
- 37. Виды эмоциональных переживаний
- 38. Классификация эмоций по к. Э. Изарду
- 39. Понятие «воля». Функции воли
- 40. Структура волевого действия
- 41. Предмет социальной психологии, краткая история
- 42. Совместная деятельность, как предмет социальной психологии
- 43. Функции, виды и структура общения
- 44. Характеристика сторон общения
- 45. Теории межличностного взаимодействия
- 46. Механизмы межличностной перцепции
- 47. Трудности межличностного восприятия. Эффекты общения
- Вопрос 48 признаки малой группы
- Вопрос 49 Классификация групп
- Вопрос 50 Групповая динамика. Структура малой группы.
- Вопрос 51 Личность в группе: конформизм лидерство социальные роли.
- Вопрос 52 Семья как малая группа
- Вопрос 53 Понятие конфликта. Классификация конфликта.
- Вопрос 54 Элементы конфликта
- Вопрос 55.Охарактеризуйте стратегии поведения в конфликте.
- 56. Правила разрешения конфликта
- 57. Лидерство и руководство в группе.
- 60 Психические состояния, возникающие в процессе труда
- 61Компоненты утомления
- 62Предмет и задачи инженерной психологии
- 63Распределение функций между человеком и техникой в системе чмс
- 64Характеристика систем чмс
- 65Особенности деятельности человека-оператора
- 66Особенности практического мышления
- 67Средства деятельности человека-оператора
- 68Предмет и задачи педагогической психологии
- 69Взаимосвязь обучения и развития. Концепция л.С. Выготского
- 70. Факторы воспитания
- 71. Подросток как субъект учебной деятельности
- 72. Особенности педагогической профессии
- 73. Компоненты педагогической деятельности. Функции педагога.
- 74. Педагогические способности
- 75. Стили педагогической деятельности
- 76. Структура учебной деятельности
- 77. Общая характеристика учебной деятельности
- 78. Специфика педагогического общения
- 79. Барьеры в педагогической деятельности
- 80. Педагогические конфликты
- 81. Уровни психологического анализа урока