logo
shpory_psikhologia

19. Взаимосвязь мышления и речи.

Мышление – познавательная деятельность, которая характеризуется обобщенным и опосредованным отражением действительности (в виде понятий).

Мышление – опираясь на другие познавательные процессы расширения границы познания, позволяя через умозаключения раскрыть то, что непосредственно нам не дано.

Первоначально мышление и речь имеют филогенетические корни. Примерно к 2 годам жизни человека в отношения между мышлением и речью наступает переломный момент.

Мышление становится речевым, а речь интеллектуализированной (осознанной). Важным признаком данного перелома являются:

- разные объекты ребенок называет одним словом, т.е. использует понятия.

- расширение словарного запаса.

- появление эгоцентрической речи – внешне по форме и внутренняя по функциям. С возрастом эта речь перерастает во внутреннюю речь.

Именно внутренняя речь является инструментом мышления и позволяет перекодировать смутный замысел в развернутое речевое высказывание.

Характеристики внутренней речи (ВР):

1) бессознательный процесс;

2) иметь свернутый, конспективный характер в одном слове может быть закодирована идея целого высказывания – Выготский «Сгусток смысла».

3) ВР направлена на самого человека и позволяет не только сформулировать мысль, но и уточнить ее для себя.

4) Активизируется ВР при любых мыслительных затруднений и исчезает, когда мышление становится автоматизированным.