7. Психология ф.Аквинского.
Фома Аквинский (1226-1274) был, по сути, последним богословом, уделявшим внимание и психолого-философской проблематике. В своей системе, получившей название томизм, он стремился не только систематизировать накопленные в то время наукой знания, но и примирить богословие с наукой, в том числе и с наукой античности, прежде всего с теорией Аристотеля, последователем которого он являлся.
Исходя из этого, Ф. Аквинский переделал теорию двух истин Ибн Сины; он считал, что в случае противоречий истина знания все же уступает вере.
Доказывая неограниченные возможности разума в познании мира, в том числе и в понимании самых сложных его законов, божественного Логоса, Ф. Аквинский выступал против тезиса Ибн Рушда об отделении души от разума. Он доказывал, что мышление -это имманентное, главное свойство души, без него душа не существует, а потому невозможно говорить о смерти души и бессмертии разума. Таким образом, он отстаивал идею вечности души, а также невозможность объяснить все ее законы без опоры на теологию. С точки зрения Ф.Аквинского, душа человека не просто разумна, но сознательна и этим отличается от бессознательной души животных. Осознанность характерна не только для разума, но и для других проявлений человеческой души, т. е. это общее свойство души человека. Поэтому после томизма в психологии появилась новая характеристика духовной активности - сознательность, которая противопоставлялась бессознательным проявлениям душевной жизни других живых существ и телесной организации.
Важным моментом был и сенсуализм, который Ф. Аквинский вслед за Аристотелем и в отличие от большинства психологов того времени рассматривал в качестве главного пути познания. Он писал, что для ощущения необходимо тело, органы восприятия. Разум, хотя и не пользуется непосредственно органами чувств, не может нормально работать без их данных, без образов окружающего. Поэтому телесное расстройство неизбежно ведет и к расстройству умственному. Ф. Аквинский подчеркивал, что образы не создаются самим индивидом вне зависимости от окружающего. Они связаны с внешним миром, а осознаются, актуализируются в качестве собственных при помощи специальной операции сознания, получившей название интенции - направленности сознания и воли на какой-либо предмет. В XIX в. понятие интенции, введенное томизмом, будет подхвачено феноменологией и станет основополагающим в концепции Ф.Брентано.
Исходя из своего подхода к познанию, Ф. Аквинский примирял и позиции номинализма и реализма, говоря о том, что универсалии есть и в вещах (как проявление общего), и до них - в уме у Бога, и после них - в разуме человека.
Хотя концепция Ф.Аквинского и получила широкое распространение, однако к концу XIII в. недостатки схоластики стали настолько очевидны, что все большее число ученых начали рассматривать ее (и богословие в целом) как тормоз на пути дальнейшего развития науки.
- 1. История психологии как наука: предмет, задачи, методы, связь с другими науками. Методологические проблемы истории психологии.
- 2. Общая характеристика материалистических учений о душе в Древней Греции (натурфилософы, Демокрит, стоики, эпикурейцы).
- 3. Особенности идеалистических учений о душе в Древней Греции (Сократ, Платон).
- 4. Естественно-научный подход к душе в теории Аристотеля.
- 5. Зарождение сакрального подхода к проблеме души. Характеристика неоплатонизма и трудов Августина Блаженного.
- 6. Общая характеристика психологических воззрений в Средние века. Номинализм и реализм. П.Абеляр, ф.Аквинский, у.Оккам.
- 7. Психология ф.Аквинского.
- 8. Развитие психологических идей в арабоязычной науке (Ибн-Сина, Ибн-Рушд).
- 9. Особенности психологических воззрений в эпоху Возрождения.
- 10. Ф.Бэкон – основатель эмпиризма. Учение о научном методе познания.
- 11. Психологическая концепция р.Декарта.
- 12. Психологические проблемы в философии б. Спинозы.
- 13. Материалистическая концепция души т. Гоббса.
- 14. Эмпирическая теория познания Дж. Локка.
- 15. Психологические идеи г. Лейбница.
- 16. Становление эмпиризма во французской психологии XVIII в. (э.Кондильяк, ж.Ламетри, к.Гальвеций, д.Дидро).
- 17. Зарождение ассоциативной психологии. Теория д. Гартли.
- 18. Понятие об ассоциации идей в трудах д. Беркли и д. Юма. Проблема познания.
- 19. Классический ассоцианизм (т.Браун. Дж. Милль, д.С. Милль). Значение ассоциативной психологии.
- 20. Психологическая концепция и. Гербарта. Учение о статике и динамике представлений.
- 21. Психологические идеи в немецкой классической философии (и. Кант, и.Г. Фихте, ф. Шеллинг, г. Гегель, л. Фейербах).
- 22. Предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку. Достижения физиологии нервной системы и органов чувств х1х в.
- 23. Возникновение психофизики, психометрии, психофизиологии.
- 24. В. Вундт, программа развития психологии.
- 25. Интенциональная психология ф. Брентано.
- 26. Развитие сравнительной психологии в конце х1х - начале хх века (ф. Гальтон, а. Бине).
- 27. Становление детской психологии в конце х1х - начале хх века (с. Холл, э. Клапаред, д. Селли, э. Мейман и др.).
- 28. Становление зоопсихологии психологии в конце х1х - начале хх века
- 29. Общая характеристика «открытого кризиса» в психологии.
- 30. Экспериментальное исследование мышления в Вюрцбургской школе.
- 31. Структурализм э.Титченера.
- 32. Функционализм. У. Джемс.
- 33. Описательная психология (в. Дильтей, э. Шпрангер).
- 34. Французская социологическая школа (л. Леви-Брюль, п. Жане).
- 35. Психоанализ 3. Фрейда.
- 36. Аналитическая психология к.Г. Юнга.
- 37. Индивидуальная психология а. Адлера.
- 38. Неопсихоанализ (э. Фромм, к. Хорни, г.С. Салливен).
- 40. Классический бихевиоризм (э. Торндайк, Дж. Уотсон).
- 41. Оперантный бихевиоризм б. Скиннера.
- 42. Необихевиоризм (э. Толмен, к. Халл, Дж. Мид, а.Бандура).
- 43. Общая характеристика гештальтпсихологии. Исследования в области восприятия (Вертгеймер, Фолькельт, Келлер…).
- 44. Исследования мышления в гештальтпсихологии. Интеллект антропоидов (в. Келлер). Проблемы продуктивного мышления в трудах м. Вертгеймера.
- 45. Динамическая теория личности к. Левина.
- 46. Генетическая психология ж. Пиаже.
- 47. Гуманистическая психология. Понятие о «чертах личности» г. Олпорта.
- 48. Мотивационная теория а. Маслоу.
- 49. Феноменологический подход к. Роджерса.
- 50. Развитие межкультурных исследований, их влияние на развитие психологии (к. Леви-Стросс, м. Мид).
- 51. Логотерапия в. Франкла.
- 52. Когнитивная психология, ее общая характеристика. Д. Миллер, у. Найссер.
- 53. Общая характеристика развития психологии в России XIX века. Основные направления развития Российской психологии.
- 54. Российская философская психология (в.С. Соловьев, л.М. Лопатин, н.О. Лосский, с.Л. Франк).
- 55. Наука о поведении в России (м.И. Сеченов) и ее развитие в концепциях а.А. Ухтомского, и.П. Павлова и н.А. Бернштейна.
- 56. Развитие экспериментальной психологи в дореволюционной России. Н.Я. Грот. Г.И. Челпанов н.Н. Ланге др.
- 57. Развитие отечественной психологии в 20-30-е годы. Перестройка психологической науки на основе марксизма.
- 58. Рефлексология, реактология, характеристика психологических взглядов в.М. Бехтерева и к.Н. Корнилова.
- 59. Психология социального бытия г.Г. Шпета.
- 60. Педология в советской России, ее достижения и ошибки. Биогенетический и социогенетический подходы в советской психологии (Блонский - Залкинд).
- 61. Культурно-историческая теория л.С. Выготского.
- 62. Теория деятельности с.Л.Рубинштейна - а.Н. Леонтьева.
- 63. Теория установки д. Узнадзе.
- 64. Работы а. Лурии, зарождение нейропсихологии.
- 65. Теория поэтапного формирования умственных действий п.Я. Гальперина.
- 66. Развитие возрастной и педагогической психологии в работах д.Б. Эльконина и а.Н. Запорожца, л.И. Божович и др.
- 67. Исследования б.М. Теплова и в. Небылицына в области дифференциальной психофизиологии.
- 68. Этапы, закономерности и перспективы развития психологии.