logo search
Денисова Дошкольная логопсихология

§ 5. Исторический аспект развития логопсихологии

Психология детей, имеющих нарушения речи, формировалась на базе логопедии. Это относительно молодой раздел специальной психологии. Хотя первые исследования в этой области проводились еще на начальных этапах развития логопедии. Так, в 1936 году Р.Е. Левина описала нарушение межфункциональных взаимодействий (ратардацию развития) у детей с грубым недоразвитием речи (феномен формирования и длительной стабилизации автономной речи). На примере анализа становления и преобразования автономной речи как факультативного образования на ранних этапах онтогенеза Р.Е. Левина раскрыла возможности изучения межфункциональных перестроек высших психических функций и диспропорции в их развитии, что внесло вклад в разработку теории уровневневой функциональной организации психических процессов.

Систематическое изучение психического развития неговорящих детей (алаликов) дало возможность создать психологическую классификацию алалий (Р.Е. Левина, 1952). Таким образом было накоплено значительное количество фактов, отражающих особенности психзического развития детей с речевой патологией. В последующие годы акцент внимания исследователей, занимающихся изучением речевой патологии, был смещен на изучение структуры и механизма речевых нарушений, а также на разработку путей их преодоления.

Психологическим исследованиям развития детей с речевой патологией уделялось меньше внимания, однако наблюдения специалистов за развитием высших психических функций у детей способстовало накоплению фактического материла.

В настоящее время в центре внимания детской логопсихологии находится ряд проблем: особенности мышления, восприятия, внимания, памяти, а также личности и межличностных отношений детей с нарушениями речи. Целенаправленно ставятся и решаются вопросы, связанные с изучением психического развития детей с патологией речи (А.П. Воронова; О.Р. Даниленкова; В.А. Ковшиков; Е. В. Кириллова; Р.И. Лалаева, А. Гермаковска; Е.М. Мастюкова; Л.И. Переслени, Т.А. Фотекова; П.С.Цветкова и др.). Данные вопросы решаются с позиций системного анализа психики, основанных на представлениях о взаимоотношениях между первичным и вторичным дефектом, а также о межфункциональных взаимодействиях в процессе аномального системогенеза, сформулированного Л.С. Выготским.