§ 2 Особенности эмоциональной сферы детей с мин и трн
Длительная афония у дошкольника, по мнению Е.В. Лавровой (2002), может не только привести к задержке психического развития, но и вызвать отклонения в развитии эмоционально-волевой сферы. Формирующееся у ребёнка чувство неполноценности приводит к появлению негативных личностных черт (замкнутости, неуравновешенности, капризности, неконтактности). Подобные черты чаще проявляются в случае патологического семейного воспитания, неадекватного отношения взрослых к ребёнку и к его речевым трудностям.
При тахилалии доминирование процессов возбуждения негативно сказывается не только на речевом, но и на эмоциональном развитии детей. Можно отметить их вспыльчивость, капризность, повышенную возбудимость, раздражительность вплоть до аффективных вспышек, двигательное беспокойство. Нередко наблюдается поверхностность эмоций, приводящая к социальной и нравственной незрелости. При брадилалии преобладание процессов торможения обуславливает выдвижение на первый план таких эмоциональных черт как сочетающаяся с заторможенностью раздражительность и утомляемость. Характерна общая слабость, выступающая на фоне нарушения вегетативных функций. Аффективная лабильность детей при брадилалии сочетается с общим гипотимическим и дистимическим оттенком настроения (В.С. Кочергина, 1969).
При заикании отмечается своеобразная динамика состояния эмоциональной сферы в зависимости от возраста (и от стажа) заикающегося.
Заикание вызывает особенно острое эмоциональное реагирование индивидуума на свой дефект. Можно сказать, что это связано с отсутствием ясных конкретных причин его возникновения. Интересы, потребности и разнообразные способности заикающихся детей ничуть не отличаются от таковых у их сверстников. Самостоятельные попытки преодолеть свои речевые трудности приводят не к облегчению, а к еще более видимым затруднениям и переживаниям. Более или менее выраженные неприятные переживания, связанные у заикающихся с нереализованной потребностью свободного речевого общения с окружающими, могут сопровождаться эмоциями, чувствами и состояниями неудовольствия, угнетенности, подавленности, апатии, тревожности, опасения, страха, напряженности, раздражительности. Исследователи выделяют три варианта эмоционального отношения заикающихся к своему дефекту: безразличное; умеренно-сдержанное; безнадежно-отчаянное, а также три варианта волевых усилий в борьбе с ними: их отсутствие; наличие; перерастание их в навязчивые действия и состояния. Оценивающая функция эмоций неразрывно слита с функцией побуждения к действию, к волевому усилию. Первые действия по преодолению появившихся речевых запинок у ребенка находятся на уровне бессознательных движений охранительного или корректирующего характера. С осознанием своего дефекта связываются впоследствии попытки силой преодолеть возникшую трудность или помеху в речевом процессе, потом – поиски средств и приемов как-то облегчить свою трудную речь, либо как-то скрыть, замаскировать ее от окружающих. Все это может порождать многообразные речевые эмболы и двигательные уровни. При этом может создаваться парадоксальность положения заикающихся: пытаясь при помощи вспомогательных движений и речевых эмболов скрыть, замаскировать свою направленность речи от окружающих, он тем самым еще больше обращает на нее внимание окружающих, конфузится, переживает, отчего затруднения заикающихся принимают более сложный характер.
Первые реакции ребенка на дефект неосознанны, не носят эмоциональной окраски. Но в результате многократного повторения случаев запинок в речи ребенка их восприятие сопровождается развитием понимания, что он говорит не так, как все. Такое состояние детьми долго не осознается и проявляется в виде возрастающих капризов, беспокойного сна, плохого настроения. В случае психотравмы беспокойство или даже тревога может появиться сразу с возникновением судорог (Л.З. Арутюнян, 1993).
Выделяя разнообразные механизмы возникновения заикания, В.И. Селивёрстов и Г.А. Волкова (2002) выделяют такую его форму, при которой в основе речевой патологии лежит невротическое расстройство, возникшее в ходе своеобразного эмоционального реагирования на однажды возникшее речевое затруднение. В случае фиксации ребенка на речевых запинках отмечается обострение чувствительности к восприятию своих речевых нарушений (В.И. Селиверстов, 1979). Предвидение и ожидание речевых запинок приводит к формированию логофобии.
Можно выделить следующую динамику развития логофобического синдрома (Ю.Л. Фрейдин, 1981): 1 этап – фобия проявляется при непосредственном контакте с патогенным или условно патогенным фактором; 2 этап – фобия возникает при ожидании столкновения с патогенной ситуацией; 3 этап – фобия возникает в индифферентной обстановке под влияние навязчивых представлений о возможном столкновении с психотравмирующей ситуацией. Для первого этапа логофобии характерны (у части заикающихся) аффективные нарушения в виде кратковременных и стертых гипотимий. Они характеризовались чувством неловкости, смущения, недовольства собой, своей речью. На втором этапе отмечается преимущественно субдепрессивная симптоматика в виде более стойкой гипотимии, чувства речевой неполноценности. На третьем этапе отрицательные эмоциональные переживания могут сопровождаться состоянием эмоциональной угнетенности, раздражительности, отчаяния, физического напряжения во время речи, повышенной психической истощаемости. Аффективный компонент синдрома логофобии более выражен при невротическом заикании. Ряд факторов (наследственная отягощенность, повторные психогении, а также астеничность, сензитивность, повышенная впечатлительность и ранимость) не способствуют редукция логофобии. При неврозоподобном заикании логофобия выражена в меньшей степени. Аффективные нарушения во многом определяются церебрально-органической симптоматикой и выражаются в виде повышенной раздражительности, истощаемости, возбудимости, эмоциональной неустойчивости со склонностью к гипотимии, нередко с дисфорическим оттенком.
- Министерство образования и науки
- Глава I научно-Теоретические основы логопсихологии
- § 1. Предмет и задачи детской логопсихологии.
- § 2. Научно- теоретические основы логопсихологии
- § 3. Нейропсихологические основы логопсихологии
- § 4. Психолингвистические основы логопсихологии
- § 5. Исторический аспект развития логопсихологии
- Вопросы и задания:
- Литература:
- Глава II Нарушения психического развития детей
- § 1. Понятие дизонтогении. Этиология и патогенез дизонтогений
- § 2. Психологические параметры дизонтогенеза
- § 3. Классификация психического дизонтогенеза
- Вопросы и задания:
- Литература:
- Глава III общий обзор речевых нарушений
- § 1. Причины возникновения речевых нарушений
- § 2. Принципы анализа речевых нарушений
- § 3. Лингвистическая характеристика нарушений речи
- § 4. Клиническая характеристика нарушений речи
- § 5. Педагогическая характеристика групп детей с недостатками речи
- Вопросы и задания:
- § 2 Особенности эмоциональной сферы детей с ффнр
- § 3 Особенности личности детей с ффнр
- § 4 Особенности общения и межличностных отношений детей с ффнр
- § 5 Особенности понимания и продуцирования речи детьми с ффнр
- Вопросы и задания:
- Литература:
- Глава V
- § 1 Особенности познавательной сферы детей с онр
- § 2 Особенности эмоциональной сферы детей с онр
- § 3 Особенности личности детей с онр
- § 4 Особенности общения и межличностных отношений детей с онр
- § 5. Особенности понимания и продуцирования речи детьми с онр
- Вопросы и задания:
- Литература:
- Глава yi
- § 1 Особенности познавательной сферы детей с мин и трн
- § 2 Особенности эмоциональной сферы детей с мин и трн
- § 3 Особенности личности детей с мин и трн
- § 4 Особенности общения и межличностных отношений детей с мин и трн
- § 5. Особенности понимания и продуцирования речи детей с мин и трн
- Вопросы и задания:
- Литература.
- Глава VII Особенности психодиагностической и психокоррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения
- § 1. Психологическое изучение детей с нарушениями речи
- § 2. Теоретические основы психокоррекционной работы с детьми с речевой патологией, основные подходы к её организации и содержанию
- § 3. Психокоррекционная работа по преодолению нарушений познавательной сферы у детей с речевой патологией
- § 4. Психокоррекционная работа по преодолению нарушений личности и межличностного общения у детей с речевой патологией
- Вопросы и задания:
- Литература
- Глава VIII Особенности готовности к школьному обучению детей с нарушениями речи
- § 1. Содержание готовности к школьному обучению
- § 2. Готовность к школьному обучению детей с нарушениями речи
- Вопросы и задания:
- Литература:
- Программа учебного курса «дошкольная логопсихология»
- Тематический план
- Содержание программы
- Примерная тематика курсовых работ
- Литература
- Борякова н.Ю., Соболева а.В., Ткачева в.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников.- м., 1999.
- Список научных работ сотрудников кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии, отражающих основное содержание учебного пособия:
- Примерный диагностический инструментарий оценки психического развития детей с нарушениями речи дошкольного возраста
- Коррекционно-развивающая программа развития межличностных отношений детей с онр старшего дошкольного возраста (л.И. Зайцева)
- Структура программы обучения детей
- Планирование занятий по программе
- Тема: «Азбука настроений».
- 1. Вступление. Приветствие.
- 2. Основная часть
- Тема: «Внешность»
- 1. Приветствие
- 2. Основная часть.
- Дидактическая игра «Кто что носит?»
- Игра-соревнование «Одень ребенка».
- Беседа «Что значит быть вежливым».
- Примерный материал по развитию познавательной, эмоционально-личностной сферы детей с онр дошкольного возраста