§ 5. Исторический аспект развития логопсихологии
Психология детей, имеющих нарушения речи, формировалась на базе логопедии. Это относительно молодой раздел специальной психологии. Хотя первые исследования в этой области проводились еще на начальных этапах развития логопедии. Так, в 1936 году Р.Е. Левина описала нарушение межфункциональных взаимодействий (ратардацию развития) у детей с грубым недоразвитием речи (феномен формирования и длительной стабилизации автономной речи). На примере анализа становления и преобразования автономной речи как факультативного образования на ранних этапах онтогенеза Р.Е. Левина раскрыла возможности изучения межфункциональных перестроек высших психических функций и диспропорции в их развитии, что внесло вклад в разработку теории уровневневой функциональной организации психических процессов.
Систематическое изучение психического развития неговорящих детей (алаликов) дало возможность создать психологическую классификацию алалий (Р.Е. Левина, 1952). Таким образом было накоплено значительное количество фактов, отражающих особенности психзического развития детей с речевой патологией. В последующие годы акцент внимания исследователей, занимающихся изучением речевой патологии, был смещен на изучение структуры и механизма речевых нарушений, а также на разработку путей их преодоления.
Психологическим исследованиям развития детей с речевой патологией уделялось меньше внимания, однако наблюдения специалистов за развитием высших психических функций у детей способстовало накоплению фактического материла.
В настоящее время в центре внимания детской логопсихологии находится ряд проблем: особенности мышления, восприятия, внимания, памяти, а также личности и межличностных отношений детей с нарушениями речи. Целенаправленно ставятся и решаются вопросы, связанные с изучением психического развития детей с патологией речи (А.П. Воронова; О.Р. Даниленкова; В.А. Ковшиков; Е. В. Кириллова; Р.И. Лалаева, А. Гермаковска; Е.М. Мастюкова; Л.И. Переслени, Т.А. Фотекова; П.С.Цветкова и др.). Данные вопросы решаются с позиций системного анализа психики, основанных на представлениях о взаимоотношениях между первичным и вторичным дефектом, а также о межфункциональных взаимодействиях в процессе аномального системогенеза, сформулированного Л.С. Выготским.
- Министерство образования и науки
- Глава I научно-Теоретические основы логопсихологии
- § 1. Предмет и задачи детской логопсихологии.
- § 2. Научно- теоретические основы логопсихологии
- § 3. Нейропсихологические основы логопсихологии
- § 4. Психолингвистические основы логопсихологии
- § 5. Исторический аспект развития логопсихологии
- Вопросы и задания:
- Литература:
- Глава II Нарушения психического развития детей
- § 1. Понятие дизонтогении. Этиология и патогенез дизонтогений
- § 2. Психологические параметры дизонтогенеза
- § 3. Классификация психического дизонтогенеза
- Вопросы и задания:
- Литература:
- Глава III общий обзор речевых нарушений
- § 1. Причины возникновения речевых нарушений
- § 2. Принципы анализа речевых нарушений
- § 3. Лингвистическая характеристика нарушений речи
- § 4. Клиническая характеристика нарушений речи
- § 5. Педагогическая характеристика групп детей с недостатками речи
- Вопросы и задания:
- § 2 Особенности эмоциональной сферы детей с ффнр
- § 3 Особенности личности детей с ффнр
- § 4 Особенности общения и межличностных отношений детей с ффнр
- § 5 Особенности понимания и продуцирования речи детьми с ффнр
- Вопросы и задания:
- Литература:
- Глава V
- § 1 Особенности познавательной сферы детей с онр
- § 2 Особенности эмоциональной сферы детей с онр
- § 3 Особенности личности детей с онр
- § 4 Особенности общения и межличностных отношений детей с онр
- § 5. Особенности понимания и продуцирования речи детьми с онр
- Вопросы и задания:
- Литература:
- Глава yi
- § 1 Особенности познавательной сферы детей с мин и трн
- § 2 Особенности эмоциональной сферы детей с мин и трн
- § 3 Особенности личности детей с мин и трн
- § 4 Особенности общения и межличностных отношений детей с мин и трн
- § 5. Особенности понимания и продуцирования речи детей с мин и трн
- Вопросы и задания:
- Литература.
- Глава VII Особенности психодиагностической и психокоррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения
- § 1. Психологическое изучение детей с нарушениями речи
- § 2. Теоретические основы психокоррекционной работы с детьми с речевой патологией, основные подходы к её организации и содержанию
- § 3. Психокоррекционная работа по преодолению нарушений познавательной сферы у детей с речевой патологией
- § 4. Психокоррекционная работа по преодолению нарушений личности и межличностного общения у детей с речевой патологией
- Вопросы и задания:
- Литература
- Глава VIII Особенности готовности к школьному обучению детей с нарушениями речи
- § 1. Содержание готовности к школьному обучению
- § 2. Готовность к школьному обучению детей с нарушениями речи
- Вопросы и задания:
- Литература:
- Программа учебного курса «дошкольная логопсихология»
- Тематический план
- Содержание программы
- Примерная тематика курсовых работ
- Литература
- Борякова н.Ю., Соболева а.В., Ткачева в.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников.- м., 1999.
- Список научных работ сотрудников кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии, отражающих основное содержание учебного пособия:
- Примерный диагностический инструментарий оценки психического развития детей с нарушениями речи дошкольного возраста
- Коррекционно-развивающая программа развития межличностных отношений детей с онр старшего дошкольного возраста (л.И. Зайцева)
- Структура программы обучения детей
- Планирование занятий по программе
- Тема: «Азбука настроений».
- 1. Вступление. Приветствие.
- 2. Основная часть
- Тема: «Внешность»
- 1. Приветствие
- 2. Основная часть.
- Дидактическая игра «Кто что носит?»
- Игра-соревнование «Одень ребенка».
- Беседа «Что значит быть вежливым».
- Примерный материал по развитию познавательной, эмоционально-личностной сферы детей с онр дошкольного возраста