§ 4 Особенности общения и межличностных отношений детей с мин и трн
Изучение особенностей общения при заикании показывает, что заикающихся дошкольников удовлетворяет общение в малых группах, в то время как их нормально развивающиеся сверстники предпочитают более многочисленные объединения. Стремление к доминированию или отгороженности у заикающихся детей проявляется в два раза чаще. Общение заикающихся детей характеризуется как социально адекватное, однако, агрессивные тенденции проявляются в четыре раза чаще по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Отмечается также более низкая познавательная и социальная активность.
Особенности речевого общения заикающихся дошкольников представлены М. А. Виноградовой (2002). Автор выделяет шесть типов ситуаций речевого общения: от легких до крайне трудных. Трудность ситуации определяется тем, достигнута или не достигнута коммуникативная цель. К легким ситуациям относятся, по мнению автора, спокойная беседа заикающегося ребенка с родителями дома; к трудным – ситуации демонстрации знаний. В трудных ситуациях речевого общения нарушаются правильный выбор и реализация функций и форм речи. Это выражается: в выборе несвойственной для данной ситуации функции речи; в замене необходимой функции речи на другую, более легкую и близкую по значению; в выражении функции не соответствующей для нее и данной ситуации формой речи; в использовании небольшого количества вариантов функций речи; в выборе неадекватных для данных функций, форм и речевой ситуации речевых средств.
Е.Ю. Рау и Е.Н. Садовникова (2001) отмечают, что детей дошкольного возраста с заиканием по социометрическому статусу можно условно разделить на три группы: лидеры и предпочитаемые, адаптированные и адаптировано-отвергаемые. Отмечена взаимосвязь между тяжестью проявлений заикания и социометрическим статусом: лидеры и предпочитаемые являются наиболее благоприятными в плане внешних проявлений заикания. Авторы свидетельствуют, что нарушения общения отмечаются не только в группе сверстников, но и в семье. В наименьшей степени нарушения общения выражены у детей со статусом лидеров и предпочитаемых.
- Министерство образования и науки
- Глава I научно-Теоретические основы логопсихологии
- § 1. Предмет и задачи детской логопсихологии.
- § 2. Научно- теоретические основы логопсихологии
- § 3. Нейропсихологические основы логопсихологии
- § 4. Психолингвистические основы логопсихологии
- § 5. Исторический аспект развития логопсихологии
- Вопросы и задания:
- Литература:
- Глава II Нарушения психического развития детей
- § 1. Понятие дизонтогении. Этиология и патогенез дизонтогений
- § 2. Психологические параметры дизонтогенеза
- § 3. Классификация психического дизонтогенеза
- Вопросы и задания:
- Литература:
- Глава III общий обзор речевых нарушений
- § 1. Причины возникновения речевых нарушений
- § 2. Принципы анализа речевых нарушений
- § 3. Лингвистическая характеристика нарушений речи
- § 4. Клиническая характеристика нарушений речи
- § 5. Педагогическая характеристика групп детей с недостатками речи
- Вопросы и задания:
- § 2 Особенности эмоциональной сферы детей с ффнр
- § 3 Особенности личности детей с ффнр
- § 4 Особенности общения и межличностных отношений детей с ффнр
- § 5 Особенности понимания и продуцирования речи детьми с ффнр
- Вопросы и задания:
- Литература:
- Глава V
- § 1 Особенности познавательной сферы детей с онр
- § 2 Особенности эмоциональной сферы детей с онр
- § 3 Особенности личности детей с онр
- § 4 Особенности общения и межличностных отношений детей с онр
- § 5. Особенности понимания и продуцирования речи детьми с онр
- Вопросы и задания:
- Литература:
- Глава yi
- § 1 Особенности познавательной сферы детей с мин и трн
- § 2 Особенности эмоциональной сферы детей с мин и трн
- § 3 Особенности личности детей с мин и трн
- § 4 Особенности общения и межличностных отношений детей с мин и трн
- § 5. Особенности понимания и продуцирования речи детей с мин и трн
- Вопросы и задания:
- Литература.
- Глава VII Особенности психодиагностической и психокоррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения
- § 1. Психологическое изучение детей с нарушениями речи
- § 2. Теоретические основы психокоррекционной работы с детьми с речевой патологией, основные подходы к её организации и содержанию
- § 3. Психокоррекционная работа по преодолению нарушений познавательной сферы у детей с речевой патологией
- § 4. Психокоррекционная работа по преодолению нарушений личности и межличностного общения у детей с речевой патологией
- Вопросы и задания:
- Литература
- Глава VIII Особенности готовности к школьному обучению детей с нарушениями речи
- § 1. Содержание готовности к школьному обучению
- § 2. Готовность к школьному обучению детей с нарушениями речи
- Вопросы и задания:
- Литература:
- Программа учебного курса «дошкольная логопсихология»
- Тематический план
- Содержание программы
- Примерная тематика курсовых работ
- Литература
- Борякова н.Ю., Соболева а.В., Ткачева в.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников.- м., 1999.
- Список научных работ сотрудников кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии, отражающих основное содержание учебного пособия:
- Примерный диагностический инструментарий оценки психического развития детей с нарушениями речи дошкольного возраста
- Коррекционно-развивающая программа развития межличностных отношений детей с онр старшего дошкольного возраста (л.И. Зайцева)
- Структура программы обучения детей
- Планирование занятий по программе
- Тема: «Азбука настроений».
- 1. Вступление. Приветствие.
- 2. Основная часть
- Тема: «Внешность»
- 1. Приветствие
- 2. Основная часть.
- Дидактическая игра «Кто что носит?»
- Игра-соревнование «Одень ребенка».
- Беседа «Что значит быть вежливым».
- Примерный материал по развитию познавательной, эмоционально-личностной сферы детей с онр дошкольного возраста