logo
Денисова Дошкольная логопсихология

§ 4. Клиническая характеристика нарушений речи

В детском возрасте в развитии речевых процессов значитель­ную роль играет правое полушарие. В настоящее время высказывается точка зрения, что недостаточная осознанность и произволь­ность детской речи на ранних этапах ее становления связана с активным участием в организации речевого акта именно правого полушария. В формировании же сознательного и произвольного применения речевых средств ведущая роль принадлежит струк­турам доминантного по речи (обычно левого) полушария мозга.

Особенностью речевых нарушений в детском возрасте является их обратимость, что связано с высокой пластичностью детского мозга.

Речевые нарушения, наблюдаемые в детском возрасте, могут быть физиологического (связаны со сроками созревания перифе­рических центральных структур головного мозга) и патологиче­ского (болезненного) характера.

Патологические нарушения речи в зависимости от локализа­ции подразделяются на центральные и периферические, а в зави­симости от характера нарушения — на органические и функциональные.

На начальных этапах становления логопедии как науки она не располагала собственной классификацией нарушений речи, полностью принимая медицинскую классификацию речевых расстройств. Одним из первых проанализировал медицинскую классификацию речевых расстройств и, проанализировав их с точки зрения речевого дефекта, упорядочил терминологию А.Куссмауль в 1877 году. Эта классификация легла в основу множества клинических классификаций, но ни в одну из них не был заложен определённый принцип, что привело к разночтению видов и форм речевых нарушений. К пересмотру классификации речевых нарушений подключились М.Е. Хватцев, Ф.А. Рау, О.В. Правдина, С.С. Ляпидевский, пополнив содержательную характеристику речевых расстройств. В настоящее время в логопедии есть две классификации нарушений речи: клинико-педагогическая психолого-педагогическая. По мнению Б.М. Гриншпуна, которое поддерживается и другими исследователями, клинико-педагогическая классификация опирается на традиционное для логопедии содружество с медициной, но, в отличие от чисто клинической, выделяемые в ней виды речевых нарушений не привязываются строго к формам заболеваний. В данной классификации все виды нарушений речи делятся на две группы в зависимости от того, какого вида речь нарушена: устная или письменная. К нарушениям устной речи относятся:

Клинические формы нарушений речи:

1) периферического характера:

Механическая дислалия (нарушения звукопроизношения связаны с различными нарушениями строения артикуляционного аппарата); функциональная дислалия (нарушение функции артикулирования - неправильные, неточные движения артикуляционного аппарата при сохранном строении органов артикуляции).

Ринолалия - нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи, в первую очередь - голоса, вызванное нарушением строения артикуляционного аппарата в виде расщелин (незаращения) губы, альвеолярного отростка, десны, твердого и мягкого нёба. Может быть открытой, когда воздушная струя при звукообразовании проходит не только через рот, но и через полость носа, и закрытой, проявляющейся при нарушениях нормальной проходимости носовой полости при аденоидах, опухолях, искривлениях носовой перегородки, хронических процессах в носоглотке.

Ринофония — нарушение тембра голоса при нормальной арти­куляции звуков речи, обусловленное дискоординацией участия ротовой и носовой полости в процессе фонации.

Дисфония — расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония). Может быть обусловлена органическими и функциональными расстройствами голосообразующего механизма цен­трального и периферического характера;

2) центрального характера:

Дизартрия - нарушение звуковой системы языка (звукопроиз­ношения, просодики, голоса) в результате органического пора­жения центральной нервной системы. Нередко при дизартрии на­рушения не ограничиваются только произносительной стороной, но касаются также лексико-грамматической стороны и понима­ния речи.

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (до формирования речи). При моторной алалии трудности касаются развития собственной речи при относительно сохранной возможности по­нимания обращенной речи. При сенсорной алалии наблюдается противоположная картина: нарушается в той или иной степени понимание речи окружающих.

Афазия — полная или частичная утрата ранее сформирован­ной речи в результате тяжелых травм головного мозга, воспалительных процессов и опухолей, затрагивающих речевые зоны. В ос­нове механизма афазий лежит распад речевого стереотипа, в связи с чем утрачиваются навыки произношения или возможности по­нимания чужой речи. В детском возрасте (до 5 - 7 лет) наруше­ния речи при поражениях мозга по типу афазий в основном стер­тые и в большей мере касаются слухоречевой памяти.

Дисграфия, или аграфия, - специфическое, соответственно ча­стичное или полное расстройство процесса письма. Проявляется в нестойких оптико-пространственных образах букв, в искажениях звукослогового состава и структуры предложения. Письмо может нарушаться при поражении почти любого участка коры левого полушария мозга — заднелобных, нижнетеменных, височных и затылочных отделов.

Дислексия (алексия) — стойкое нарушение чтения, связанное с недоразвитием в основном теменно-височно-затылочной области головного мозга.