79. Барьеры в педагогической деятельности
Одной из сложных, педагогически значимых проблем педагогической психологии являются затруднения, с которыми человек сталкивается в деятельности, общении. В пед.деят-ти затруднения или трудности взаимодействия между учителем (преподавателем) и учениками (студентами) и внутри класса (группы) исследуются достаточно интенсивно с целью оп-ределить факторы, влияющие на затруднения, причины, их вызы-вающие, значение затруднений в деятельности и т. дЗатруднение в общении (в деятельности) - это субъективное переживаемое человеком состояние «своя» в реализации прогнозируемого (планируемого) общения вследствие неприятия партнера общения, его действий, непонимания текста (сообщения), непонимания партнера, изменения коммуникативной ситуации, собственного психического состояния и т. д. Затруднения выявляются в форме остановки, перерыва деятельности, самого общения, невозможности их продолжения (А. К. Маркова).Затруднение в педагогической деятельности может рассматриваться как фактор активации интеллектуальной деятельности человека, стимулирование нахождения новых средств и способов выхода из создавшейся «затрудняющей» ситуации. Основные области затруднения в педагогическом взаимодействии:этно-социокультурная область затруднений человека в общении(эта область затруднений связана с особенностями этнического сознания; ценностями, стереотипами, установками сознания человека в общности в кон кретных условиях ее социального и культурного развития,большую роль в этой области играют невербальные средства общения — мимика, жесты, позы, правильное «прочтение» которых — залог аде-кватного общения.),статусно-позиционноролевая область затруднений в общении(эта область затруднений в общении обусловливается целым рядом глубинных причин: семейным воспитанием, позицией в общности, атрибутами роли, статусом учреждения, образовательной системы, региона, города и т. д.),индивидуально-психологическая и возрас-тная,деятельностная, область межличностных отношений. Эти области, естественно, перекрываются, взаимодействуют между собой в единой целостной системе «человек», но в целях тео-ретического анализа их действие может быть автономизировано В настоящее время затруднения или «барь еры» классифицируются как смысловые, эмоциональныекогнитив-ные, тактические. В деятельностном подходе выделяются две группы затруднений общения (соотносимых с двумя основными сторонами общения): мотивационные и операционные, которые в свою очередь проявляются в когнитивной, аффективной и по-веденческой сферах (Л.А.Поварница).
Педагогическая деятельность как область затруднений Об-ласть затруднений в общении связанная с самой педагогической деятельностью педагога и учебной деятельностью обучающегося, соотносится с содержанием и характером этих деятельностей. В педагогической деятельности затруднения могут быть вызваны а) как самим предметным содержанием, т. е. уровнем и характером владения педагогом теми знаниями, орга-низация усвоения которых является основой его деятельности, так и б) профессионально-педагогическими умениями, дидактической компетентностью, т. е. средствами и способами педагогического воздействия на обучающихся. Соответственно основные направления педагогических затруднений соотносятся: 1) с самим развитием, содержанием и формами разовательного процесса; 2) с особенностями учителя (преподавателя) как субъекта деятельности обучения и воспитания и 3) с процессом общения.Первое направление педагогических затруднений в самой деятельности включает (по А. К. Марковой):— трудности в постановке и решении педагогических задач, выражающихся в недостаточно полном и точном планировании результата их действия, неучете прошлых ошибочных действий, недостаточной гибкости изменения и перестраивания задач по ходу урока, сужения их содержания за счет исключения воспитывающей и развивающей функции. Это приводит к формализации урока, снижению интереса учащихся;—трудности педагогического воз-действия на личность обучающегося, заключающиеся прежде всего в «неумении видеть ученика как целостную личность, находящуюся в процессе становления и развития »,. Это приводит к тому, что обучающийся личностно не включается в общение, к чувству неудовлетворенности, дис комфорту с обеих сторон;— трудности обучающей деятельности учителя определяются объективными сложностями сочетания продуктивных, творческих и репродуктивных форм работы в учебном процессе, организации активных форм работы, развивающих познавательную активность учащихся, неумением, а иногда и нежеланием учителя преодолеть, сложность этого сочетания.Второе направление педагогических затруднений соотносится с умением корректировать собственные действия: в соответствии с собственными субъективными особенностями как учителя (преподавателя). Эти затруднения вызваны недостатками са-моконтроля, самокоррекции (А. К. Маркова), "Третье направление затруднений связано с коммуникативным взаимодействием, с общением; учителя"' (преподавателя) и класса (аудитории).
Затруднения в педагогическом общении – субъективно переживаемое человеком состояние в процессе общения, неприятие партнера по общению, не понимание самого партнера, изменение коммуникативной ситуации и собственного психического состояния.
Этно-социокультурная область затруднений
Затруднения этой области связаны с особенностями этнического сознания, ценностями, стереотипами, установками сознания человека, проявляемыми в общении в конкретных условиях его социального и культурного развития.
Статусно-позиционно-ролевая область затруднений
Эта область затруднений в общении обусловлена целым рядом глубинных причин: семейным воспитанием, позицией в общности, атрибутами роли, статусом учреждения, образовательной системы, региона, города и т.д. Такие затруднения в общении чаще всего; возникают в условиях асимметрии статусов, позиций, в ситуациях нарушения прав и обязанностей конвенциональных ролей.
Возрастная область затруднений
Затруднения в общении со взрослым, с педагогом чаще всего возникают в связи с тем, что учащийся, особенно подросток, считает, что его внутренний мир непонятен взрослым, которые продолжают обращаться к нему все еще как к ребенку.
Область индивидуально-психологических затруднений
Индивидуально-психологические особенности партнеров общения (как учителя (преподавателя), так и учеников (студентов)) чаще всего служат причиной коммуникативных затруднений. Это объясняется, во-первых, тем, что эти затруднения есть результат взаимосвязи и взаимодействия как минимум трех сил: индивидуально-психологических особенностей учителя (преподавателя), ученика (студента) и их принятия друг другом. Совпадение индивидуальных стилей деятельности, отражающих индивидуально-психологические особенности людей, есть одно из основных условий их незатрудненного общения. Во-вторых, это затруднение в педагогическом общении можно объяснить сознательным отсутствием регулирования, сдерживания педагогом негативно влияющих на общение своих индивидуально-психологических особенностей, таких, например, как раздражительность, излишняя эмоциональность, критичность, скептицизм и др. Среди индивидуально-психологических особенностей партнеров, оказывающих наибольшее влияние на общение (и вызывающих затруднения в случае отсутствия или несоответствия этих особенностей общения) отмечаются: коммуникативность (общительность), контактность, эмоциональная устойчивость, импульсивность, экстра-, интровертированность, недостаточность социальной перцепции и др.
- Вопрос 1 Основные этапы развития психологии
- Вопрос 2 Отличие научной психологии от житейской
- Вопрос 3 Связь психологии с другими научными дисциплинами. Принципы психологии
- Вопрос 4 Методы психологии
- Вопрос 5 Этапы развития психики в филогенезе
- Вопрос 6 Роль труда и языка в развитии сознания
- Вопрос 7 Структура сознания. Самосознание личности
- Вопрос 8 Понятие деятельность. Структура деятельности
- Вопрос 9 Навыки и умения. Виды деятельности
- Вопрос 10 Виды внимания
- Вопрос 11 Свойства внимания
- Вопрос 12 Физиологическая основа ощущений
- Вопрос 13 Виды ощущений
- 14. Пороги ощущений. Адаптация органов чувств.
- 15. Восприятие. Свойства восприятия.
- 16. Теории памяти. Теоретические подходы к изучению памяти.
- 17. Виды памяти.
- 19. Взаимосвязь мышления и речи.
- 20. Мышление как процесс: формы и операции мышления.
- 21. Виды мышления.
- 22. Функции и виды речи.
- 23. Виды воображения
- 24. Приемы воображения. Влияние воображения на органические процессы
- 25. Понятия «человек», «индивид», «личность». Структура личности по Платонову.
- 26. Направленность личности.
- 28. Защитные механизмы личности.
- 29.История изучения темперамента
- 30. Теория Павлова о видах внд.
- 31. Понятие «характер». Черты характера
- 32. Акцентуация характера
- 33. Понятие «способности». Взгляды на природу способностей.
- 35. Теоретические взгляды на природу эмоций.
- 36. Понятия «эмоции» и «чувства». Функции эмоций
- 37. Виды эмоциональных переживаний
- 38. Классификация эмоций по к. Э. Изарду
- 39. Понятие «воля». Функции воли
- 40. Структура волевого действия
- 41. Предмет социальной психологии, краткая история
- 42. Совместная деятельность, как предмет социальной психологии
- 43. Функции, виды и структура общения
- 44. Характеристика сторон общения
- 45. Теории межличностного взаимодействия
- 46. Механизмы межличностной перцепции
- 47. Трудности межличностного восприятия. Эффекты общения
- Вопрос 48 признаки малой группы
- Вопрос 49 Классификация групп
- Вопрос 50 Групповая динамика. Структура малой группы.
- Вопрос 51 Личность в группе: конформизм лидерство социальные роли.
- Вопрос 52 Семья как малая группа
- Вопрос 53 Понятие конфликта. Классификация конфликта.
- Вопрос 54 Элементы конфликта
- Вопрос 55.Охарактеризуйте стратегии поведения в конфликте.
- 56. Правила разрешения конфликта
- 57. Лидерство и руководство в группе.
- 60 Психические состояния, возникающие в процессе труда
- 61Компоненты утомления
- 62Предмет и задачи инженерной психологии
- 63Распределение функций между человеком и техникой в системе чмс
- 64Характеристика систем чмс
- 65Особенности деятельности человека-оператора
- 66Особенности практического мышления
- 67Средства деятельности человека-оператора
- 68Предмет и задачи педагогической психологии
- 69Взаимосвязь обучения и развития. Концепция л.С. Выготского
- 70. Факторы воспитания
- 71. Подросток как субъект учебной деятельности
- 72. Особенности педагогической профессии
- 73. Компоненты педагогической деятельности. Функции педагога.
- 74. Педагогические способности
- 75. Стили педагогической деятельности
- 76. Структура учебной деятельности
- 77. Общая характеристика учебной деятельности
- 78. Специфика педагогического общения
- 79. Барьеры в педагогической деятельности
- 80. Педагогические конфликты
- 81. Уровни психологического анализа урока