Организационный менеджмент.
Понятие и элементы организационного менеджмента.
Организационный менеджмент– это система управленческих действий, приемов и процедур, направленных на реализацию функций организации, а так же на теорию и практику менеджмента, опирающегося на решение организационных проблем.
Элементы организационного менеджмента:
Проектирование, создание и совершенствование структуры
Четкое разграничение функций.
Распределение организационных задач, обязанностей, прав и ответственности подразделений и исполнителей
Установление взаимосвязей между элементами
Строгое соблюдение установленных правил организационного поведения.
Принятие управленческих решений.
Организационная структура управления(ОСУ) – это совокупность устойчивых взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. ОСУ определяется как форма разделения и кооперации управленческой деятельности по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач.
Первое ключевое понятие ОСУ - элемент. Второе понятие – связи и отношения. Третье понятие – уровни и полномочия.
Принципы проектирования.
Системный подход.
Управляемость.
Адаптация.
Специализация.
Профессиональная регламентация.
Правовая регламентация.
Классификация организационных структур управления.
Бюрократический | Органический |
| 1. Проектная 2. Матричная |
Преимущества и недостатки линейной организационной структуры управления.
Преимущества:
Единство и четкость распорядительства.
Согласованность действий исполнителей.
Четкая система взаимосвязей между руководителем и подчиненным.
Быстрота реакции на прямые указания.
Личная ответственность руководителей.
Недостатки:
Высокие требования к руководителю.
Перегрузка менеджеров высшего уровня, огромное количество информации
Тенденция к волоките при решении вопросов, касающихся нескольких подразделений
Отсутствие звеньев о планировании и подготовке управленческих решений.
Преимущества и недостатки функциональной организационной структуры управления (самостоятельно).
Преимущества и недостатки линейной-функциональной организационной структуры управления.
Преимущества:
Освобождение линейных руководителей от решения вопросов планирования финансовых расчетов, материально-технического обеспечения и других вопросов
Построение связей руководитель – подчиненный по иерархической лестнице.
Подчинение только одному руководителю.
Недостатки:
Заинтересованность в достижении узкой цели своего подразделения.
Отсутствие взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между подразделениями.
Чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали.
Преимущества и недостатки девизиональной организационной структуры управления (самостоятельно).
Преимущества и недостатки проектной организационной структуры управления (самостоятельно).
Преимущества и недостатки матричной организационной структуры управления.
Преимущества:
Лучшая ориентация на проектные цели и спрос
Более эффективное текущее управление, возможность снижения расходов.
Гибкость и оперативность маневрирования ресурсами
Усиленная личная деятельность руководителя за программу
Недостатки:
Трудности установления ческой ответственности за работу подразделений.
Трудности приобретения навыков для эффективной работы в коллективе.
Возникновение конфликтов между менеджерами функциональных подразделений и управляющими проектами.
Полномочия субъектов управления.
Полномочия– это ограниченное право и ответственность использовать ресурсы организации, самостоятельно принимать решения, отдавать распоряжения и осуществлять управленческие действия в организации.
На масштаб полномочий оказывают влияния следующие факторы: сложность, важность, разнообразие решаемых задач.
Типы полномочий.
I. Полномочия линейные (скалярные). Они передаются непосредственно от начальника к подчиненному, кроме того, они передаются сверху вниз. Два принципа: принцип единоначалия, норма управляемости (количество работников, которое непосредственно подчиняется одному руководителю).Грейконаус
II. Аппаратные полномочия (штабные).
II.1.Распорядительные. Их обладатели имеют право принимать решения, обязательные для исполнения теми, кого они касаются.
II.2.Рекомендательные. Их обладатели могут давать советы руководителям и исполнителям.
II.3.Координационные. Они связаны с выработкой и принятием совместных решений.
II.4.Контрольно-отчетные. Предоставляет возможность их носителем осуществлять проверку деятельности руководителей и исполнителей, требовать от них предоставления обязательной информации, осуществлять ее анализ и направлять полученные результаты в соответствующие инстанции.
II.5. Согласительные.
II.5.1. Предостерегающие.
II.5.2. Блокирующие (параллельные).
Полномочия сопряжены с ответственностью.
Виды ответственности:
Общая – имеет своим объектом создание условий, необходимых для осуществления управленческой деятельности.
Функциональная – связанная с выполнением конкретной работы и лежит на исполнителе.
Делегирование полномочий.
Делегирование применяется как средство децентрализации управления и происходит не только на официальной, но и на неофициальной основе, и предполагает наличие благоприятного морально-психологического климата в коллективе и взаимного доверия.
Виды делегируемых проблем:
проблемы, требующие текущего контроля за их результатам.
проблемы, требующие обычного контроля или самоконтроля с периодическим информированием руководителя.
проблемы, требующие специального контроля в отношении определенных моментов.
проблемы, требующие полного контроля и не допускающие отклонений от предписываемых действий.
В результате делегирования полномочий могут наступать положительные или отрицательные последствия: возможность продуктивно использовать свои способности, знания и опыт, а также приобрести опыт, возможность проявить инициативу и самостоятельность, развивать себя как личность, возможность карьерного роста в будущем ...
Для организация (самостоятельно).
- Основы менеджмента.
- Введение в менеджмент.
- Развитие науки управления.
- Организация и ее деловая среда
- Организационный менеджмент.
- Управленческие решения.
- Управление конфликтами.
- Стратегия и стратегическое управление.
- Эталонные стратегии развития бизнеса.
- Стимулирование и управление.
- Примечание.
- Абрахам Маслоу - пирамида потребностей
- Классификация потребностей
- Достоинства и недостатки.