Стратегия и стратегическое управление.
Стратегия – перспектива развития, образования и модель реагирования на изменение внешней среды, в рамках которой действует в данной среде.
Стратегия проявляется в системе ценностей, мотивации поведения.
Стратегические вопросы в организациях:
цели организации, виды деятельности, направление главного удара;
определение союзников и противников;
преимущества и направление их использования.
Тактические вопросы:
порядок найма сотрудников;
технология оборота документов.
процедуры взаимодействия с потребителями и контрагентами.
Элементы стратегического управления.
Основные элементы: стратегическое планирование, реализация стратегии, стратегический контроль.
Стратегическое управление – это такое управление организацией, которая опирается на человеческий потенциал; ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей; гибко реагирует на изменение в организации; позволяет организации выживать и достигать цели в долгосрочной перспективе.
Модель стратегического управления.
Рис. Модель стратегического управления.
Миссия– это четко выраженная общая цель, в которой дается ответ на вопросы: для чего существует организация, какую потребность удовлетворяет организация, основные принципы деятельности организации, кто основные потребители и какого отношение к ним.
Характеристики целей: измеримость, ориентация во времени, достижимость, взаимосвязь.
SWOT-матрица.
Внутренние | Сильные стороны организации | Слабые стороны организации |
Внешние | Возможности | Угрозы |
Превращение слабых сторон в сильные, угрозы в возможности и привести в соответствие возможности и сильные стороны.
Матрица бостонской консалтинговой группы.
Темп роста (конкретные преимущества) | Дикая кошка | Супер звезда |
Собака на сене | Дойная корова | |
| Прибыль (доля рынка) |
Реализация стратегии и контроля.
Стратегия реализуется и проявляется в философии организации, в ее персонале, в организации деловых процессов. Особое значение придается навыкам и знаниям, обеспечивающим необходимую гибкость персонала, а также навыкам межличностного и группового общения.
Команда– это коллектив способный решать нестандартные задачи и обладающих рядом характеристик: участие каждого во всех делах команды, наличие у членов команды действенной мотивации, постоянное обучение и повышение квалификации членов команды, наличие в команде элементов самоуправления, команда осуществляет процесс инновации и другие характеристики.
Стратегический контроль– это сбор и обработка информации о реализации стратегии, сопоставление ее с параметрами, заданными в стратегических планах, выявление отклонений, анализ причин, вызвавших отклонение, их оценка и принятие решений о корректирующем воздействии.
Основная задача стратегического контроля не допустить срыва, достичь стратегических целей, в намеченные сроки.
Характеристики:
контроль должен быть своевременным;
ориентация на результат;
простота;
экономичность.
Критерии оценки строятся на основе конкретных целей, которые были выработаны на стадии стратегического планирования. Для любой цели надо установить измеримые параметры. Показатели оценки в деятельности организации: результативность – степень достижения целей в %, эффективность – отношение результатов к затратам. Установление допустимых отклонений.
Бенчмаркет– это особая управленческая процедура внедрения в практику работы организации технологий, стандартов и методов работы лучших организаций. Основное содержание: выявить факторы и методы работы, которые позволят достичь более высоких результатов.
Виды: конкурентный и функциональный.
- Основы менеджмента.
- Введение в менеджмент.
- Развитие науки управления.
- Организация и ее деловая среда
- Организационный менеджмент.
- Управленческие решения.
- Управление конфликтами.
- Стратегия и стратегическое управление.
- Эталонные стратегии развития бизнеса.
- Стимулирование и управление.
- Примечание.
- Абрахам Маслоу - пирамида потребностей
- Классификация потребностей
- Достоинства и недостатки.