logo
Основы менеджмента

Стратегия и стратегическое управление.

Стратегия – перспектива развития, образования и модель реагирования на изменение внешней среды, в рамках которой действует в данной среде.

Стратегия проявляется в системе ценностей, мотивации поведения.

Стратегические вопросы в организациях:

  1. цели организации, виды деятельности, направление главного удара;

  2. определение союзников и противников;

  3. преимущества и направление их использования.

Тактические вопросы:

  1. порядок найма сотрудников;

  2. технология оборота документов.

  3. процедуры взаимодействия с потребителями и контрагентами.

Элементы стратегического управления.

Основные элементы: стратегическое планирование, реализация стратегии, стратегический контроль.

Стратегическое управление – это такое управление организацией, которая опирается на человеческий потенциал; ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей; гибко реагирует на изменение в организации; позволяет организации выживать и достигать цели в долгосрочной перспективе.

Модель стратегического управления.

Рис. Модель стратегического управления.

Миссия– это четко выраженная общая цель, в которой дается ответ на вопросы: для чего существует организация, какую потребность удовлетворяет организация, основные принципы деятельности организации, кто основные потребители и какого отношение к ним.

Характеристики целей: измеримость, ориентация во времени, достижимость, взаимосвязь.

SWOT-матрица.

Внутренние

Сильные стороны организации

Слабые стороны организации

Внешние

Возможности

Угрозы

Превращение слабых сторон в сильные, угрозы в возможности и привести в соответствие возможности и сильные стороны.

Матрица бостонской консалтинговой группы.

Темп роста

(конкретные преимущества)

Дикая кошка

Супер звезда

Собака на сене

Дойная корова

Прибыль (доля рынка)

Реализация стратегии и контроля.

Стратегия реализуется и проявляется в философии организации, в ее персонале, в организации деловых процессов. Особое значение придается навыкам и знаниям, обеспечивающим необходимую гибкость персонала, а также навыкам межличностного и группового общения.

Команда– это коллектив способный решать нестандартные задачи и обладающих рядом характеристик: участие каждого во всех делах команды, наличие у членов команды действенной мотивации, постоянное обучение и повышение квалификации членов команды, наличие в команде элементов самоуправления, команда осуществляет процесс инновации и другие характеристики.

Стратегический контроль– это сбор и обработка информации о реализации стратегии, сопоставление ее с параметрами, заданными в стратегических планах, выявление отклонений, анализ причин, вызвавших отклонение, их оценка и принятие решений о корректирующем воздействии.

Основная задача стратегического контроля не допустить срыва, достичь стратегических целей, в намеченные сроки.

Характеристики:

  1. контроль должен быть своевременным;

  2. ориентация на результат;

  3. простота;

  4. экономичность.

Критерии оценки строятся на основе конкретных целей, которые были выработаны на стадии стратегического планирования. Для любой цели надо установить измеримые параметры. Показатели оценки в деятельности организации: результативность – степень достижения целей в %, эффективность – отношение результатов к затратам. Установление допустимых отклонений.

Бенчмаркет– это особая управленческая процедура внедрения в практику работы организации технологий, стандартов и методов работы лучших организаций. Основное содержание: выявить факторы и методы работы, которые позволят достичь более высоких результатов.

Виды: конкурентный и функциональный.