logo
Основы менеджмента

Организация и ее деловая среда

Понятие и основные признаки организации

Организация– объединение людей для взаимодействия в достижении определенных целей и задач. Это открытая система, состоящая из множества взаимосвязанных частей, объединенных в единое целое.

Признаки организации:

  1. Количественная определенность

  2. Наличие общих целей

  3. Обособленность (границы) определяется видами деятельности, численность работающих, капиталом, производственной площадью, материальными ресурсами и так далее.

  4. Управляющий, руководящий, координирующий центр.

  5. Организационная культура – совокупность убеждений, отношений, норм поведения, ценностей, общих для всех сотрудников данной организации. Это основной компонент в выполнении миссии (предназначение) компании в повышении ее эффективности и адаптивности.

Вывод:организация как социальная система представляет собой относительно автономную группу людей с четко структурированной совместной деятельностью и определенными границами, создаваемую или уже существующую для достижения общих целей.

Эволюция моделей организации

Подходы к анализу организации:

1. Механистическая модель организации.

Суть: организация функционирует как механизм, имеет сходство с машиной. Она работает по установленному порядку эффективно и надежно. Принципы:

Часть лекции.

4. Модель организации как общественного института (модель баланса интереса).

Основные характеристики: открытая система, характеризуется взаимосвязью интересов разных групп. Главная функция менеджмента направлена на балансирование интересов групп и укрепление позиций в обществе. Параметры эффективности – степень удовлетворения ожиданий и потребностей всех групп интересов.

Внутренние переменные организации.

Под внутренними переменными понимают ситуационные факторы внутри организации. Изменения внутреннего содержания происходят под влиянием времени и в результате управленческих действий людей.

Переменные:

  1. Цели и задачи организации.

  2. Структура организации. Это количество, состав подразделений, ступеней управления в единой взаимосвязанной системе. Внутренняя переменна устанавливает взаимодействие уровней управления и функциональных областей организации, которые позволяют наиболее эффективно достигать цели.

  3. Кадровое обеспечение (трудовые ресурсы).

  4. Техника и технология. Технология – это средство преобразования сырья в искомые продукты и услуги. Она предполагает сочетание квалифицированных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов, технических знаний, информации и людей.

Вывод:управление внутренними переменными оказывается в зависимости и от внешних условий, в которых находится организация.

Внешняя среда организации.

Факторы прямого воздействия:

  1. Государственные организации, регулирующие хозяйственную деятельность.

  2. Потребители.

  3. Конкуренты.

  4. Поставщики.

Факторы косвенного воздействия включают факторы, которые оказывают влияние на организацию опосредованно. К ним относятся:

  1. Сложная система экономической конъюнктуры (самостоятельно).

  2. Достижение НТП (научно-технического прогресса).

  3. Социально-политические изменения.

  4. Культурные изменения.

  5. Мирохозяйственные связи и др.

Данные факторы проявляются не все сразу и не с одинаковой силой. Взаимосвязанность факторов внешней среды это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие.

Сложность внешней среды – это число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариантности каждого факторы.

Подвижность среды – это скорость с которой происходит изменение в окружении организации.

Классификация организаций.

Классификация организаций осуществляется по признакам:

  1. Критерий формализации. Выделяют 2 вида: формальные и неформальные организации.

  2. Критерий формы собственности. Выделяют 4 основные формы: частная, муниципальная, государственная, иные.

  3. Критерий по отношению к прибыли. Выделяют 2 формы: коммерческие и некоммерческие.

  4. Критерий организационно-правовой формы. Выделяют 2 группы: коммерческие: общество, товарищество, унитарные предприятия; и некоммерческие: фонды, учреждения, ассоциации, общественные и религиозные организации и другие.

  5. Критерий размер. Выделяют 4 разновидности: микропредприятия (численностью до 15 человек), малые предприятия (от 15 до 100 человек), средние предприятия (от 100 до 300 человек), крупные предприятия (от 400 человек).

  6. Критерий сектора производства. Выделяют: первичный цикл (добывающая промышленность), вторичный цикл (обрабатывающая промышленность), третичный цикл (услуги), четвертичный сектор экономики (информационные технологии).

Функции менеджмента.

Смысл функций менеджмента выражает содержание управленческого воздействия.

Файоль выделил следующие функции: предвидение, планирование, организация, координация и контроль.

Российский менеджмент выделяет следующие функции: целеполагание, анализ, прогнозирование, планирование, организация, координация, мотивация, учет и контроль, коммуникации и принятие решений.

Таблица. Основные функции управления и средства воздействия.

Функции управления

Средства воздействия

Целеполагание

  1. Потребности

  2. Миссия

  3. Цель

  4. Потенциал

  5. Результат

  6. Информация

Планирование

  1. Разработка гипотезы

  2. Написание концепции

  3. Составление прогноза

  4. Составление программы

Организация

  1. Система

  2. Организационная структура управления

  3. Технология

  4. Ресурсы

  5. Коммуникации

  6. Информация

Координация

  1. Согласование

  2. Сбалансированность

  3. Страхование

  4. Управляемость

Мотивация

  1. Потребности

  2. Мотивы

  3. Ожидания

  4. Установки

  5. Стиль поведения

Контроль

  1. Норма

  2. Правила

  3. Инструкция

  4. Анализ

Планирование – представляет собой деятельность по разработке системы мер, направленных на достижение поставленных целей, включая ответы на вопросы: что должно быть сделано, к какому сроку, какие ресурсы задействовать, планируемый результат, кто за это отвечает и, кто исполнитель.

Организация – управленческая деятельность, обеспечивающая четкое упорядочение процесса управления в целом. Организация обеспечивает основу рационального построения конкретного органа управления, а также определение компетенции структурных подразделений.

Коммуникация – управленческая деятельность по сбору и обработке информации, организующая обмен информацией направленная на достижение эффективного информационного взаимодействия как внутри организации, так и с внешней средой.

Контроль – управленческая деятельность, позволяющая выявлять, исправлять и предупреждать отклонения достигнутых результатов от намеченных параметров и целей.

Разработка бизнес-плана.

Структура:

  1. Резюме.

  2. Анализ рынка.

  3. Производство.

  4. Кадровое обеспечение.

  5. Маркетинговый план.

  6. Финансовый план и оценка рисков.

Таблица. Оценка рынков сбыта.

Показатели

Близлежащий населенный пункт, место нахождения предприятия

Населенные пункты в радиусе 100 км

Рынки, удаленные за 100 км

Уровень спроса

Степень удовлетворения спроса

Уровень конкуренции

Доля потребителей готовых купить продукцию, в %

Таблица. Анализ и оценка конкурентов.

Характеристики конкурентов

Конкуренты

1

2

Объем продаж

Занимаемая доля рынка, %

Уровень цены

Финансовое положение

Уровень технологии

Качество продукции

Расходы на рекламу

Время деятельности предприятия