49. Кризис 6-7 лет, его симптомы и психологический смысл.
Завершается дошкольный возраст кризисом 7 лет. Малый кризис по классификации Эльконина, связан с развитием самосознания ребёнка. Рождение личностного смысла.
Поливанова, Сапогова – негативная симптоматика кризиса характеризуется упрямством, непослушанием, манерничиванием, кривлянием, обесцениванием, неадекватным представлением о своих возможностях, стремление действовать как взрослый вопреки очевидным неуспехам.
Формирование внутренних обобщённых переживаний, связанных с отношениями с другими людьми. Симптом потери непосредственности. Любое жизненное событие воспринимается в зависимости от обобщения предшествующего жизненного опыта. Теряются остатки полевого поведения.
По мнению Выготского, кризис разрешается изменением социальной ситуации развития – поступлением ребёнка в школу. Но преобразование ССР принимается нормативно социумом, а не в соответствии с достижениями ребёнка. Возникает проблема психологической готовности к смене социальной позиции, новым социальным отношениям и формам деятельности.
Ребенок утрачивает прежние детские интересы, становится «закрытым», скрывает свои чувства и переживания от окружающих. Формирование внутренней позиции, интеллектуализация и обобщение аффекта приводят к тому, что отношение к миру теряет непосредственность и начинает регулироваться характером переживания ребенком своих отношений с окружающими его людьми. Другие симптомы — оспаривание родительской просьбы или требования, непослушание, хитрость как нарушение правил, которые прежде выполнялись, демонстративная «взрослость» и стремление не выглядеть и не быть «как маленький». За негативными симптомами скрывается позитивное достижение ребенка — стремление к новой социально значимой позиции и самостоятельности. «Стертость» кризиса 6-7 лет является показателем сохранения ребенком внутренней позиции «дошкольника», низкого уровня мотивационно-личностной готовности к школе и может стать серьезным препятствием для школьного обучения.
- 35. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста.
- 46. Теории детской игры.
- 47. Значение игры для психического развития ребенка.
- 48. Психологические особенности дошкольника: особенности умственного развития и развития личности.
- 49. Кризис 6-7 лет, его симптомы и психологический смысл.
- 50. Проблема психологической готовности ребенка к школьному обучению.
- 51. Учебная деятельность, ее структура, закономерности становления и развития.
- 52. Роль учебной деятельности в психическом развитии в младшем школьном возрасте.
- 53. Психологические особенности младшего школьника.