Идеал гармоничной и непротиворечивой структуры
В заключение мне хотелось бы показать, как теория гештальтов могла бы помочь в решении поставленного историками вопроса о форме исторического процесса в целом.
Есть ли какая-нибудь разумная и понятная логика, лежащая в основании истории человечества и определяющая действия ее творцов, или история человечества - это не более как divertimento (ит. - музыкальная пьеса наподобие вариаций или попурри. - Прим. перев.), состоящая из отдельных эпизодов и при этом столь слабо связанных друг с другом, что порядок их выглядит случайным и допускающим произвольные изменения? Очевидно, что история, как и любое другое макрособытие, может быть подчинена непосредственно законам детерминизма. Нам, однако, хотелось бы знать, в какой мере и с помощью каких средств события складываются в единую структуру. С четвертым измерением, временем, теория гештальтов поступает так же, как с тремя пространственными, и ставит вопрос: "При каких же условиях объединяются временные измерения, образуя высоко унифицированное целое?"
Как и пространство, время бесконечно, и потому всякий анализ структуры времени зависит от области его приложения. В искусстве эту область можно расширить до всей истории человека, начиная с пещер эпохи палеолита и кончая последними находками коллекционеров картин в Америке, но можно ее и сузить, ограничив рамками рождения одного произведения с начального замысла до его воплощения.
В частности, утверждается, что творчество одного художника является упорядоченным, в то время как на большем пространстве никакого порядка нет, или же декларируется, что определенной эпохе в определенном месте можно насильно навязать некоторую тему, как это сделал Вазари, охарактеризовавший возрождение итальянского изобразительного искусства от Джотто до Микеланджело как три века живописи - детство, юность и зрелость.
По всей вероятности, гармоничная и непротиворечивая структура возникает тогда, когда ею управляет простая конфигурация сил, почти не встречающая сопротивления. Так, например, обстоит дело в ситуации с баллистической кривой, находящейся под контролем сил притяжения и отталкивания. Сравним эту ситуацию с двумя разными возможными вариантами устаревшей игры в китайский биллиард. Если борт биллиарда наклонен, то согласованное действие на шар силы гравитации образует мощную тему, которая иногда воспринимается (а иногда нет) как оказывающая на структуру события большее влияние, чем оказывают препятствия, отклоняющие шар от его непосредственного курса. Если же борт биллиарда строго горизонтален, а действие на шар осуществляется благодаря различным пружинам, то результирующий эффект определяется тем, складываются ли динамические вектора в концентрированное действие или их действие неупорядоченно, хаотично. И в том, и в другом случае поведение шара бесспорно детерминированное, и он, следуя предназначенным курсом, достигает цели.
Интеллектуально наиболее простая и крайне привлекательная концепция истории заключается в представлении ее в виде последовательности сменяющих одно другое событий - от весьма скромных и непритязательных вначале до крупных и примечательных в наши дни. С таким взглядом на историю мы то и дело встречаемся в исследованиях по истории искусств. Так, Мейер Шапиро назвал Алоиза Ригля "самым конструктивным и обладающим исключительно ярким воображением историком, пытавшимся представить творческое развитие как единый непрерывный процесс". Из недавних попыток укажу на применение Сузи Габлик введенного Жаном Пиаже понятия стадии когнитивного совершенствования в эволюционном движении от раннего искусства Средиземноморья к абстрактным минималистам наших дней. Шансы на успех таких понятийных схем зависят главным образом от относительной величины постоянных импульсов. Первыми кандидатами в такие движущие силы являются основные свойства человеческого разума, особенно когда они достаточно заметны, чтобы их можно было считать биологически мотивированными. Центральным тут является закон выявления различий, приводящих от простых структур к сложным образованиям. С когнитивной точки зрения этот закон объясняет возрастание сложности действий и структур реакцией на усложнение окружающей действительности.
Когда мы наблюдаем, как художник работает над картиной, перед нашими глазами часто открывается доступный для изучения путь к решению поставленной им перед собой задачи. Стоит нам, однако, расширить область наблюдений до всего творчества данного художника на протяжении его жизни, как наше представление об уровне его творческой зрелости и компетентности меняется и уходит в перспективу и цель, складывающиеся в единый стиль с совсем непростой структурой. Когда мы станем рассматривать целый период, например, всю историю искусств вообще, наше желание сохранить структуру моделей по возможности более простой столкнется с исключительно мощным препятствием в виде огромного количества сил, стоящих на пути нашего стремления к пониманию.
Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. - М., 1994. с.272-295.
назад
- Психология художественного творчества предисловие
- Проблема субъекта и объекта
- Абстрактное искусство
- Символика элементарных форм и цветов
- Психология художественного творчества е.А. Лапина роль психологии в изучении "неевропейских" форм художественного творчества
- Значение и звучание
- Цветная музыка стиха
- Какого цвета звук а?
- Немного научной фантастики
- Общая проблема "обратных связей"
- Особенности эмоциональной информации
- Физиологические предпосылки эмоциональной информации
- Слово и принцип воронки
- Количественная оценка соотношения воспринимаемых ощущений и возможностей их словесного выражения
- Эмоционально-эстетическая информация
- Буду любить тебя Песенка
- Психология художественного творчества н.В. Гончаренко безумие или сверхразум, помешательство или одержимость?
- Фантазия как изначальная сущность
- Сведение фантазии к другим психическим процессам
- Продукты фантазии и реальность
- Гипотеза случайных находок
- Гипотеза рекомбинации
- Задача и установка как объяснительные принципы
- Законы поля как объяснительные принципы
- Гипотеза стадийности творческой деятельности
- Аналогия как объяснительный принцип
- Гипотеза узнавания творческих идей
- Психологический аспект проблемы анализа и синтеза
- Бессознательное как источник фантазии
- Гипотеза архетипов
- Непсихологические концепции фантазии
- Роль межполушарной асимметрии
- Сновидения и творчество
- Мотивация сценического действия
- Установка на воображаемую ситуацию
- Отношения в роли
- Понятие сценического переживания
- Психические состояния в роли и темпо-ритм
- Сценические действия и сценическая личность
- Некоторые психофизиологические механизмы перевоплощения Физиологическая основа перевоплощения
- Доминанта роли
- Переключение
- Роль воображения
- Условия работы актерского воображения
- Стиль как проблема гештальта
- Стиль как способ эстетического воздействия
- Современные представления о стиле и связанные с ними проблемы
- Постоянство стилей
- Исторические определения
- Безнадежная сложность
- Объекты против силовых полей
- Детерминизм и индивидуальность
- Zeitgeist и формирование гештальта
- Идеал гармоничной и непротиворечивой структуры