Сценические действия и сценическая личность
Подведем итоги. Отталкиваясь от собственной психологической природы, актер в процессе логически построенного, целесообразного, органичного сценического действия меняет некоторые существенные характеристики собственной личности. В этом случае у исполнителя
— складывается новая мотивация;
— формируются установки, определяющие иной характер действий в предлагаемых обстоятельствах;
— возникают особые психические состояния, характерные для личности персонажа;
— на их основе перестраиваются психические процессы восприятия, памяти, воображения. Актер в роли чувствует и мыслит иначе, чем в жизни;
— изменяются отношения актера ко всему, что его окружает на сцене: к партнерам по общению, к людям вообще, к деньгам, к труду, к миру вокруг, наконец, к самому себе;
— меняются темпо-ритмические характеристики действий и переживаний, то есть меняется темперамент;
— возникает иной рисунок пластики, мимики, речи и тем самым меняется стиль поведения. В него могут привноситься национальные, профессиональные, возрастные характеристики.
На основе всех этих изменений на сцене возникает живой человек, плоть от плоти актера, но порожденный его творческой природой.
Как писал К.С. Станиславский, "при их вторжении в душу и тело артиста некоторые элементы роли и ее будущего исполнителя находят общую родственную связь, взаимную симпатию, сходство и близость по аналогии или по смежности. "Элементы" артиста и изображаемого им действующего лица частично или полностью сближаются друг с другом, постепенно перерождаются друг в друга и в своем новом качестве перестают быть просто линиями самого артиста или его роли, а превращаются в линии стремлений артисто-роли".
Так возникает новая сценическая личность, похожая и не похожая на своего создателя.
- Психология художественного творчества предисловие
- Проблема субъекта и объекта
- Абстрактное искусство
- Символика элементарных форм и цветов
- Психология художественного творчества е.А. Лапина роль психологии в изучении "неевропейских" форм художественного творчества
- Значение и звучание
- Цветная музыка стиха
- Какого цвета звук а?
- Немного научной фантастики
- Общая проблема "обратных связей"
- Особенности эмоциональной информации
- Физиологические предпосылки эмоциональной информации
- Слово и принцип воронки
- Количественная оценка соотношения воспринимаемых ощущений и возможностей их словесного выражения
- Эмоционально-эстетическая информация
- Буду любить тебя Песенка
- Психология художественного творчества н.В. Гончаренко безумие или сверхразум, помешательство или одержимость?
- Фантазия как изначальная сущность
- Сведение фантазии к другим психическим процессам
- Продукты фантазии и реальность
- Гипотеза случайных находок
- Гипотеза рекомбинации
- Задача и установка как объяснительные принципы
- Законы поля как объяснительные принципы
- Гипотеза стадийности творческой деятельности
- Аналогия как объяснительный принцип
- Гипотеза узнавания творческих идей
- Психологический аспект проблемы анализа и синтеза
- Бессознательное как источник фантазии
- Гипотеза архетипов
- Непсихологические концепции фантазии
- Роль межполушарной асимметрии
- Сновидения и творчество
- Мотивация сценического действия
- Установка на воображаемую ситуацию
- Отношения в роли
- Понятие сценического переживания
- Психические состояния в роли и темпо-ритм
- Сценические действия и сценическая личность
- Некоторые психофизиологические механизмы перевоплощения Физиологическая основа перевоплощения
- Доминанта роли
- Переключение
- Роль воображения
- Условия работы актерского воображения
- Стиль как проблема гештальта
- Стиль как способ эстетического воздействия
- Современные представления о стиле и связанные с ними проблемы
- Постоянство стилей
- Исторические определения
- Безнадежная сложность
- Объекты против силовых полей
- Детерминизм и индивидуальность
- Zeitgeist и формирование гештальта
- Идеал гармоничной и непротиворечивой структуры