Гипотеза случайных находок
Наиболее простой ответ на поставленные вопросы содержит ссылку на случай. Именно чистой случайностью объясняют некоторые исследователи фантазии все творческие удачи и открытия. В психологической литературе на английском языке часто применяется специальный термин "серендипити"* для обозначения случайных творческих находок. (* Термин "серендипити" восходит к названию сказки Горация Уолпола "Три принца из Серендипа" (1754), в которой герои, путешествуя, неожиданно делают различные открытия.)
В соответствии с гипотезой "серендипити" возникновение новых идей вызвано или случайным совпадением нескольких образов восприятия, или случайным столкновением человека с некоторыми внешними обстоятельствами. Исследователь литературного творчества Н. Костылев сообщает такой факт: "Поль Адан признался нам, что когда его фантазия оказывается не в состоянии подсказать ему судьбу своих героев, он пользуется игральными картами в качестве некоего гороскопа; при этом ему достаточно простого намека, чтобы определить судьбу своих героев".
Известный физиолог У. Кеннон в своей статье "Роль случая в открытии" приводит длинный список открытий, сделанных, по его мнению, благодаря счастливой случайности: открытие Колумбом Нового Света, открытие Гальвани электрических явлений в живой ткани, открытие Клодом Бернаром нервной регуляции кровообращения, открытие Эрстедом магнитного действия электрического тока. Сюда Кеннон относит свое открытие взаимозависимости между эмоциональными состояниями и функционированием некоторых внутренних органов. Однако он подчеркивает, что счастливого случая удостаивается ум, прежним опытом уже подготовленный к открытию. Перечень фактов из области "серендипити" можно продолжить.
Сторонники этого взгляда прямо заявляют, что подобные случаи - результат того, что человек, сделавший открытие, "просто оказался в нужном месте в нужное время". Иногда ученые или экспериментаторы открывают вовсе не то, что искали; например, Шееле работал над выделением магнезия, но неожиданно для самого себя открыл хлор, о существовании которого он даже не подозревал. Клод Бернар ставил опыты с целью доказать, что сахар разрушается печенью, и вдруг открыл обратное.
Хотя случайность и выступает у некоторых авторов в качестве объяснительного принципа, сторонники "серендипити" сознают, что их теория в практическом плане означает пассивное ожидание благоприятного случая. Поэтому они подчеркивают необходимость идти навстречу случайности и принимать соответствующие меры для увеличения вероятности благоприятного случая.
Французский математик Адамар в своей книге, посвященной математическому творчеству, настойчиво подчеркивает, что "объяснение чистой случайностью равносильно отказу от какого бы то ни было объяснения и признанию того, что существует действие без причин". Против ссылок на случайность в качестве объяснительного принципа выступает и Гилфорд, усматривающий в таком подходе отрицание науки, поскольку подобное объяснение "прекращает постановку вопросов и проведение исследований".
Концепция "серендипити" с самого начала не отличалась внутренней стройностью и последовательностью, а представляла собой эклектическое соединение разнородных подходов. Она, как правило, дополнялась другими объяснительными идеями: рекомбинации, проб и ошибок, а также синэстезии.
- Психология художественного творчества предисловие
- Проблема субъекта и объекта
- Абстрактное искусство
- Символика элементарных форм и цветов
- Психология художественного творчества е.А. Лапина роль психологии в изучении "неевропейских" форм художественного творчества
- Значение и звучание
- Цветная музыка стиха
- Какого цвета звук а?
- Немного научной фантастики
- Общая проблема "обратных связей"
- Особенности эмоциональной информации
- Физиологические предпосылки эмоциональной информации
- Слово и принцип воронки
- Количественная оценка соотношения воспринимаемых ощущений и возможностей их словесного выражения
- Эмоционально-эстетическая информация
- Буду любить тебя Песенка
- Психология художественного творчества н.В. Гончаренко безумие или сверхразум, помешательство или одержимость?
- Фантазия как изначальная сущность
- Сведение фантазии к другим психическим процессам
- Продукты фантазии и реальность
- Гипотеза случайных находок
- Гипотеза рекомбинации
- Задача и установка как объяснительные принципы
- Законы поля как объяснительные принципы
- Гипотеза стадийности творческой деятельности
- Аналогия как объяснительный принцип
- Гипотеза узнавания творческих идей
- Психологический аспект проблемы анализа и синтеза
- Бессознательное как источник фантазии
- Гипотеза архетипов
- Непсихологические концепции фантазии
- Роль межполушарной асимметрии
- Сновидения и творчество
- Мотивация сценического действия
- Установка на воображаемую ситуацию
- Отношения в роли
- Понятие сценического переживания
- Психические состояния в роли и темпо-ритм
- Сценические действия и сценическая личность
- Некоторые психофизиологические механизмы перевоплощения Физиологическая основа перевоплощения
- Доминанта роли
- Переключение
- Роль воображения
- Условия работы актерского воображения
- Стиль как проблема гештальта
- Стиль как способ эстетического воздействия
- Современные представления о стиле и связанные с ними проблемы
- Постоянство стилей
- Исторические определения
- Безнадежная сложность
- Объекты против силовых полей
- Детерминизм и индивидуальность
- Zeitgeist и формирование гештальта
- Идеал гармоничной и непротиворечивой структуры