Гипотеза стадийности творческой деятельности
Компромиссными концепциями, в которых как бы уживаются идея проб и ошибок и идея инсайта, следует считать различные учения о стадийном протекании творческой деятельности. Идея стадийности в несколько аморфном виде была высказана ранними исследователями фантазии.
В 1909 г. американский философ и психолог Джон Дьюи в своей книге "Как мы мыслим" подробно описал пять стадий творческого мышления. Прежде всего человек опознает задачу или ставит вопрос. Вслед за этим начинается анализ задачи, более точное ее определение и сопоставление с другими задачами. Затем наступает стадия выдвижения гипотез, перебора различных предположений, при помощи которых можно было бы решить поставленную задачу. После этого наступает стадия обсуждения и продумывания возможных выводов и следствий из гипотез и принятие решения. Наконец, имеет место оценка решения путем экспериментальных или других проверок.
В этой схеме, бесспорно, схвачены некоторые основные этапы творческой деятельности, хотя она отличается слишком большой степенью общности. Такая схема с одинаковым успехом может быть приложима и к небольшим практическим проблемам, и к проблемам, решаемым множеством ученых на протяжении ряда лет. Что касается психологической сущности учения Дьюи о стадиях, то недостаточность этого учения очевидна при сопоставлении его с более поздними концепциями стадийности творчества.
Большое влияние на концепции стадийности творческой деятельности оказала схема, содержащаяся в книге Грехема Уоллеса "Искусство мышления". Уоллес выделяет следующие стадии творчества:
1. Приготовление. На этой стадии человек собирает нужную информацию и разносторонне рассматривает проблему.
2. Инкубация. Эта стадия характеризуется тем, что человек сознательно не занимается решаемой творческой проблемой.
3. Просветление, по существу - инсайт. На этой стадии появляется "счастливая идея", сопровождаемая соответствующими психическими состояниями (удовлетворением, радостью и т.д.).
4. Проверка. Взвешивается и рассматривается достоверность и ценность новой идеи.
Хотя в схеме Уоллеса стадий меньше, чем в схеме Дьюи, она содержит стадию, мимо которой прошли все прежние исследователи, - стадию инкубации. Схема Уоллеса - это не просто другое расположение (или другая группировка) фактов, она, по существу, включает новый и важный психологический факт: решение творческой проблемы предполагает некоторое отвлечение от нее, даже сознательное забвение ее. Подобные явления описаны многими учеными. Например, Пуанкаре рассказывает, как его "осенило" во время одной геологической экскурсии, когда он совершенно не думал об интересовавших его до этого математических проблемах. В.Г. Короленко признавался: "Я пишу немного и, главное, никак не могу овладеть моим воображением настолько, чтобы заставить себя писать, когда надо... Иногда это дается мне сразу, ...иногда подолгу не могу выждать соответственного настроения. Тогда я откладываю работу, пока основной мотив не зазвучит в душе".
К. Патрик в своих экспериментальных исследованиях творчества поэтов, художников и научных работников стремилась подтвердить гипотезу Уоллеса о четырех стадиях творчества, отметив в то же время возможность их смещения; скажем, инкубация часто идет параллельно с первой стадией - приготовлением, а проверка может совпасть со стадией просветления. Патрик, в частности, считает, что увеличение продолжительности инкубационной стадии приводит к увеличению количества и улучшению качества идей.
Как же объяснялась роль инкубационной стадии? Пуанкаре предполагал, что в перерывах между сознательными актами мышления происходит бессознательная работа мысли. Гельмгольц говорил о необходимости пауз в умственной деятельности, которые, по его мнению, снимают утомление. Вудвортс связывает положительный эффект от инкубации с отсутствием утомления, помех (интерференции) и возможностью "избавления от ложных направлений и поспешных обобщений".
В духе механистического ассоциационизма Халла выдержано объяснение инкубации, предлагаемое Ютцем. По его мнению, "решающий, незаметно для самого себя, в период инкубации пробует и перебирает различные решения... он образует новые сочетания".
Серьезного внимания заслуживают объяснения инкубации, которые выдвинули Патрик и Хилгард. Патрик считает, что временной интервал создает условия для нового подхода, новой установки, для применения новой стратегии. Хилгард утверждает, что время способствует ослаблению описанной Дункером фиксированной установки, которая мешает увидеть новые возможности решения.
Однако до сих пор нет экспериментальных данных, устанавливающих длительность действия установки и функциональной фиксированности; более того, из теоретической трактовки этих факторов вовсе не вытекает вывод об их непродолжительности. Следовательно, только что приведенные объяснения эффекта инкубационной стадии также нельзя признать удовлетворительными.
В настоящее время в психологической литературе имеется значительное количество различных схем стадий творчества. Сопоставление стадийных схем, предложенных многими авторами, - достаточно полный обзор приводит Макферсон - показывает, что характер этих схем различен. Целью одних схем (например, Уоллеса) является попытка раскрыть естественный ход творческого процесса, между тем как другие схемы (сходные со схемой Дьюи) представляют собой чисто организационную инструкцию для творческих работников. Характерно, что в последних, как правило, отсутствует стадия инкубации, к которой, естественно, неприменимы какие-либо требования. Что касается конкретного содержания каждой стадии, то авторы, по существу, придерживаются более ранних схем, внося в них незначительные изменения: либо объединяя несколько стадий в одну (так, стадия "решение проблемы" в трехстадийной схеме Джонсона включает в себя две стадии схемы Уоллеса), либо, наоборот, деля одну классическую стадию на несколько более мелких с выделением таких этапов, как "сравнение сущего с должным", "ограничение проблемы" и др. (Видаль).
Учение о стадиях критикуется в настоящее время рядом психологов. Так, Эйндховен и Вайнак главный недостаток учений о стадиях усматривают в том, что они основаны на интроспекции, осуществляющейся в контролируемых лабораторных условиях. Опираясь на собственные результаты, Эйндховен и Вайнак утверждают, что нет убедительных доказательств в пользу наличия уоллесовских четырех отдельных и четко различимых стадий. По их мнению, это, скорее, различные аспекты творческого процесса, чем стадии, поскольку они между собой тесно переплетены. Другими авторами (в том числе и Патрик) отмечалось перекрывание отдельных стадий. Гилфорд правильно подчеркивает, что оценка или проверка (заключительная стадия в схеме Уоллеса) отнюдь не должна появляться в самом конце, она может иметь место ранее. Ниже мы покажем, что оценочная деятельность составляет самую сущность творческого процесса.
И все же учение о стадиях творчества выявило важный факт - инкубацию, которая хотя и не получила в нем удовлетворительного объяснения, тем не менее представляет собой несомненную экспериментальную находку. Оно, далее, уточнило проблематику дальнейшего исследования, выдвинув вопрос о месте и роли оценочной деятельности в процессе творчества. Все это свидетельствует о плодотворности гипотезы стадийного творчества, несмотря на то что она не решила многих вопросов, связанных с этой гипотезой.
- Психология художественного творчества предисловие
- Проблема субъекта и объекта
- Абстрактное искусство
- Символика элементарных форм и цветов
- Психология художественного творчества е.А. Лапина роль психологии в изучении "неевропейских" форм художественного творчества
- Значение и звучание
- Цветная музыка стиха
- Какого цвета звук а?
- Немного научной фантастики
- Общая проблема "обратных связей"
- Особенности эмоциональной информации
- Физиологические предпосылки эмоциональной информации
- Слово и принцип воронки
- Количественная оценка соотношения воспринимаемых ощущений и возможностей их словесного выражения
- Эмоционально-эстетическая информация
- Буду любить тебя Песенка
- Психология художественного творчества н.В. Гончаренко безумие или сверхразум, помешательство или одержимость?
- Фантазия как изначальная сущность
- Сведение фантазии к другим психическим процессам
- Продукты фантазии и реальность
- Гипотеза случайных находок
- Гипотеза рекомбинации
- Задача и установка как объяснительные принципы
- Законы поля как объяснительные принципы
- Гипотеза стадийности творческой деятельности
- Аналогия как объяснительный принцип
- Гипотеза узнавания творческих идей
- Психологический аспект проблемы анализа и синтеза
- Бессознательное как источник фантазии
- Гипотеза архетипов
- Непсихологические концепции фантазии
- Роль межполушарной асимметрии
- Сновидения и творчество
- Мотивация сценического действия
- Установка на воображаемую ситуацию
- Отношения в роли
- Понятие сценического переживания
- Психические состояния в роли и темпо-ритм
- Сценические действия и сценическая личность
- Некоторые психофизиологические механизмы перевоплощения Физиологическая основа перевоплощения
- Доминанта роли
- Переключение
- Роль воображения
- Условия работы актерского воображения
- Стиль как проблема гештальта
- Стиль как способ эстетического воздействия
- Современные представления о стиле и связанные с ними проблемы
- Постоянство стилей
- Исторические определения
- Безнадежная сложность
- Объекты против силовых полей
- Детерминизм и индивидуальность
- Zeitgeist и формирование гештальта
- Идеал гармоничной и непротиворечивой структуры