1.4. Особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте
Проблемам подростковой агрессии посвящено большое количество разноплановых работ, отражающих разные аспекты этого явления (особенности подростковой агрессии в школе – А. Гуггенбюлль, эмоциональные составляющие - Л.М. Семенюк, патологические формы агрессии - Ю.Б. Можгинский и др.)
По мнению Л.М. Семенюк, большую роль в мотивации подростковой агрессии играют чувства и эмоции негативного характера, такие как страх, месть, враждебность. В подростковом возрасте, по наблюдениям многих исследователей, усиливается возбудимость и сила эмоций, вспыльчивость, раздражительность. Агрессивность же как устойчивая личностная характеристика формируется «в основном как форма протеста против непонимания взрослых, неудовлетворенности своим положением» (Семенюк Л.М., 1991).
Результаты многих исследований (Семенюк Л.М., Бандура А.) свидетельствуют о существовании зависимости агрессивного поведения подростков от микросреды и конкретных ситуаций (состав семьи, нравственная атмосфера взаимоотношений с родителями, сверстниками, братьями и сестрами, учителями, участие в референтных неформальных подростковых группах и т.д.). По данным Л.М. Семенюк (1991), существует некоторая зависимость формы агрессии, наиболее характерной для подростка, от социального положения его семьи. Физическая агрессия больше характерна для детей из рабочих семей, у них же наблюдается самый низкий уровень негативизма. Склонность к вербальной агрессии выявлена у детей из семей служащих, к косвенной агрессии - из семей руководящих служащих.
В отечественной психологии в качестве основной причины агрессивного поведения подростков и агрессивности признается педагогическая запущенность.
В подростковой агрессии ярко проявляются следующие особенности:
высокая аффективность поведенческих реакций,
кратковременность реакций с критическим выходом,
низкий уровень стимуляции,
недифференцированная направленность реагирования,
высокий уровень готовности к агрессии (Овчарова Р.В., 2000).
Для подросткового агрессивного поведения характерна зависимость от группы сверстников, агрессия может выступать способом самоутверждения или функцией групповыъх мифов и традиций. По мнению А. Гуггенбюля, половые различия в проявлении агрессии в этом возрасте наиболее заметны в сфере межличностных взаимодействий в школе и среди сверстников (в неформальных группах). Женская подростковая агрессия чаще всего носит «адресный характер», отличается избирательностью и особой изощренностью, девочки чаще становятся инициаторами, а не исполнителями, в отличие от мальчиков; зачастую агрессивное поведение девочек носит завуалированный, символический характер и поэтому труднее распознается Поведенческие нормы и идеалы, которыми подросток руководствуется лично, перестают действовать, как только подросток оказывается в группе (А. Гуггенбюль называет это явление «феноменом банды или группы»). Иногда агрессия не выходит за рамки собственной подростковой субкультуры (Дмитрук С.В., 2002).
В процессе социализации и личностного развития подростка агрессия может служить развитию личности. Агрессия способствует адаптации и защите личности, отделению от родительской группы. Однако, не во всех случаях подростковая агрессия является «доброкачественной» (Агрессия у детей и подростков, 2006).
Агрессивное поведение подростков выражается в драках, побоях, оскорблениях, телесных повреждениях, убийствах и изнасилованиях, в повреждении и уничтожении имущества, в виде уходов из дома, реакции оппозиции, употреблении алкоголя и наркотиков (Можгинский Ю.Б., 1999)).
В каждом возрастном периоде наблюдаются наиболее типичные формы агрессии. Так, в 10-11 лет преобладает физическая агрессия, в 12-13 лет наблюдается негативизм и рост как физической, так и вербальной агрессии, в 14-15 лет на фоне общего роста агрессии преобладает вербальная агрессия (Семенюк Л.М., 1991).
Высокий уровень агрессии у старшеклассников был выявлен в результате исследований А.А. Реана (1999). В частности, по параметру «спонтанная агрессия» (подсознательная радость, которую испытывает личность, наблюдая трудности других, немотивированное спонтанное желание испортить кому-либо настроение, досадить, разозлить и т.д.) высокий показатель демонстрировали 53% обследованных, достоверно низкий - 9%. По параметру «реактивная агрессия» высокие показатели у 47% и достоверно низкие у 4%. Было также отмечено, что типичная реакция у старшеклассников при взаимодействии характеризуется недоверчивостью, злопамятностью, конфликтностью, явной агрессивностью при отстаивании своих интересов.
Семенюк Л.М. на основании работ С.П. Беличевой, Б.С. Братуся, Н.Г. Бельской, R.L. Jenkins и др. выделила 4 группы агрессивных подростков. При классификации учитывались как особенности агрессивного поведения, так и личностные особенности подростков:
1 группа. Подростки характеризуется устойчивым комплексом аномальных, аморальных, примитивных потребностей. Для них характерны эгоизм, равнодушие, неуживчивость, отсутствие авторитета, цинизм, вспыльчивость, эгоцентризм, дерзость. Преобладает физическая агрессия в поведении.
2 группа. У таких подростков деформация потребностей сочетается с широким кругом интересов, обостренным индивидуализмом, желанием занять привилегированное положение за счет притеснения других. Наблюдается быстрая смена настроения, импульсивность, лживость, раздражительность. Физическая агрессия проявляется ситуативно, преимущественно против слабых.
3 группа. Подросткам этой группы присущ конфликт между деформированными и позитивными потребностями, односторонний характер интересов, приспособленчество, притворство, лживость, апатия, отсутствует мотивация достижения. Преобладает косвенная и вербальная агрессия.
4 группа. Такие подростки характеризуются слабой деформированностью потребностей, отсутствием определенных интересов, ограниченностью круга общения, безвольностью, мнительностью, заискиванием перед более сильными. Преобладает вербальная агрессия и негативизм (Семенюк Л.М., 1991).
Необходимо различать формы агрессивного поведения, являющиеся результатом дефектов социализации и воспитания, а также действия психических травм от агрессии, существующей в рамках расстройств личности и расстройств поведения.
В соответствии с МКБ-10 детские и подростковые расстройства характеризуются стойким типом асоциального, агрессивного или вызывающего поведения. Расстройство поведения диагностируется при наличии не менее 5 из перечисленных ниже признаков:
необычные для возраста ребенка частые и тяжелые изъявления гнева, ярости;
частые споры с родителями;
частое активное отвергание пожеланий и предписаний взрослых;
частое, очевидно преднамеренное стремление рассердить окружающих;
частое возложение ответственности за свои ошибки и неправильное поведение на других;
часто чувствует, что окружающие ему досаждают;
часто недоволен, рассержен;
часто испытывает ненависть, желание отомстить;
частая ложь или невыполнение обещаний для получения материальной выгоды, привилегий или освобождения от ответственности;
часто затевает драки;
использует холодное, огнестрельное оружие и потенциально опасные предметы;
часто вопреки запретам родителей находится вне дома в темное время суток (начиная с 13-летнего возраста);
физическая жестокость к окружающим (связать, нанести порез, ожог);
жестокое обращение с животными;
умышленно разрушительное обращение с чужой собственностью;
умышленный поджог с риском или намерением причинить серьезный вред;
кража ценностей, подлог без конфронтации с жертвой (в магазине, квартирная кража, подделка подписи);
частые прогулы в школе, начиная с 13-летнего возраста;
побег из дома дольше, чем на одну ночь, за исключением избежать таким образом жестокого обращения взрослых;
любое преступное действие, сопряженное с прямым нападением на окружающих (включая вымогательство, вырывание сумочки из рук);
принуждение к сексуальному контакту;
частое издевательство над другими (умышленное запугивание, причинение боли и др.);
взлом помещений, автомобилей и т.д.
Агрессивность считается расстройством поведения в том случае, если перечисленные признаки в любом сочетании длятся не менее 6 месяцев. Расстройство поведения требует медицинского вмешательства и длительной психотерапии.
- Агрессивное поведение подростков
- 1.1. Понятие агрессии и агрессивного поведения
- 1.2. Основные психологические концепции агрессии
- 1.3. Факторы формирования агрессивного поведения в подростковом возрасте
- 1.3.1. Особенности личности как предпосылки агрессивного поведения
- 1.3.2. Семейное влияние как фактор агрессивного поведения подростков
- 1.3.3. Агрессивное поведение как реакция на психотравмирующие ситуации
- 1.4. Особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте
- 2. Психологическая коррекция агрессивного поведения подростков
- 2.1. Установление контакта с подростком и создание у него доверия к специалисту
- 2.2. Эмоциональное отреагирование негативных эмоций
- Упражнение «Рисование собственного гнева»
- Объявляем всеобщую эмоциональную амнистию
- 2.3. Изменение стереотипов поведения, формирование позитивной самооценки и самопринятия.
- Портреты того, что внутри и снаружи.
- Ларец счастья
- Портрет в полный рост