logo search
Социальная психология

Тема 6.1. Основные направления психологии хх в. В социальной психологии.

Основные направления современной психологии: 1) бихевиоризм, 2) гештальт-психология, 3) психоанализ, 4) гуманистическая, 5) культурно-историческая и 6) когнитивная психология.  Бихевиоризм – наука о поведении. Поиск объективного метода в психологии. Общее представление о научении и его видах. Теория оперантного научения Б. Ф. Скиннера.  Гештальт-психология – изучение психики с точки зрения целостных структур. Экспериментальное изучение восприятия и его свойств. Роль сенсорного образа в организации двигательных реакций. Теория поля К. Левина.  Гуманистическая психология – наука о личности как уникальной целостной системе. Понятия эмпатии, креативности, самоактуализации. Представления А. Маслоу о природе человека и его мотивации. Феноменологическая теория личности К. Роджерса. Диспозициональное направления в теории личности (Г. Олпорт, Р. Кеттел, Г. А. Айзенк).  Культурно-исторический подход к психике в российской психологии. Л. С. Выготский о развитии психических функций, о культурных знаках, об интериоризации. Теория установки Д. Н. Узнадзе.  Психоанализ – концепция бессознательного и теория сексуальности. Методы исследования бессознательного. Структура личности по З. Фрейду. Эго-психология Э. Эриксона, Э. Фромма и К. Хорни.  Когнитивная психология – наука о познавательных детерминатах поведения человека. Когнитивная карта Э. Толмена. Исследования внимания, памяти распознавания образов и т.п. Теория личности Д. Келли и А. Бандуры.

 

Раздел I. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ.  Тема 3.     Личность как объект исследований в общей психологии.  Понятия “личность”, “индивид”, “индивидуальность”. Общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое в личности. Компоненты и основные подходы теории личности: черты и типы личности, развитие личности, психическое здоровье и психопатология. Свобода – детерминизм, рациональность – иррациональность, холизм-элементаризм, конституция – социальная среда, изменяемость – неизменность в теории личности.  Человек и мир: природа, общество, культура. Физическое, социальное и духовное “Я”. Видовой биологический опыт и его воспроизведение у животных и у человека. Социальная среда как необходимое условие развития личности. Личность как субъект самостоятельного и ответственного решения собственных проблем на основе культурных норм.  Характер личности – устойчивая система деятельности человека, особое отношение человека к обществу, к труду, другим людям и к самому себе. Типологии характера К. Г. Юнга, А. Ф. Лазурского. Э. Фромм о классификации социальных характеров. Задатки и способности личности, их особенности и место в деятельности.  Самопознание личности: Я – концепции, зависимость самосознания от культуры, результативность личности, локус контроля, приобретенная беспомощность, коллективная эффективность. Предрасположенность в пользу своего Я. Мотивация самоуважения. “Отраженное Я” (“зеркальное”). Ложная скромность. Пути достижения адекватной самопрезентации.  Тема 4.     Социальная психология личности.  Социальная регуляция деятельности. Человек как социальный индивид, изъяны “биологизации” личности. Социальные позиции личности, ее нормы и ожидания. Социальные роли и их усвоение. Ролевое поведения и общение. Характеристики индивидуального сознания. Социальные установки. Деятельность как самореализация и самоутверждение личности.  Социализация человека. Роль обучения и воспитания в формировании личности. Игра, е` роль в освоении предметного мира и место в социализации. Психоистория – форма исследования, связывающая этапы развития человека с его биографическими событиями и обстоятельствами. Исследования эго -идентичности у Э. Эриксона. Его представление об основных этапах социализации. Факторы и механизмы социализации.  Структура личности. Психоанализ о структуре психики, о генетическом, динамическом, экономическом и адаптационном подходе к ней (плюсы и минусы). Влечения, самосознание и идеалы (совесть) личности, их взаимодействие и развитие. Представление о личности в гуманистической психологии (самоактуализация, реальное и идеальное Я).  Основные методы изучения личности. Тест – измеритель различий между индивидами или свойств отдельного человека. Интеллектуальные тесты и ограниченность области их применений. Тесты достижений (успехов в школе, спорте, профессии). Опросники-анкеты (личностный опросник Кеттела). Проективные методы изучения личности. Метод отраженной субъективности.  Тема 5.     Психология межличностных отношений.  Понятие “общение”. Структура и основные виды общения. Непосредственное и опосредованное общение. Функции и формы общения. Роль общения в развитии личности. “Обезличивание” общения. Диалогичность – основа полноценного общения. Коммуникативные барьеры и их преодоление. Психологические способы воздействия в процессе общения. Наши интерпретации других. Каузальная атрибуция. Сознательное и бессознательное в атрибуции. Атрибуции здравого смысла. Ошибки в интерпретации поведения “других” (“предубеждение соответствия”). Причины этих ошибок. Границы и возможности  интуитивного суждения о других людях. Восприятие и интерпретация событий. Конструирование воспоминаний. Самонадеянность в суждениях. Развитие критической способности. Иллюзорное мышление. Настроение и суждения.

 

Раздел II.  ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ.  Тема 6.     Психологические процессы в малой социальной группе.  Определение группы. Характеристика группы: интересы, потребности, нормы, ценности, цели, мнения. Размер и структура группы. Изучение групповых процессов и групповой деятельности. “Групповой” и “индивидуальный” подходы в изучении функций социальной группы. Социальная группа как механизм связи личности и общества. Функциональная и эмоциональная структура группы. Положение индивида в группе: статус, роль, групповые ожидания. Групповые санкции. Соотношение социальных и личностных норм.  Определения малой группы по Бэйлзу, Кеттелу и Миллсу. Основания для классификации малой группы. Виды малых групп. Функции малых групп. Методологические принципы изучения групп: деятельность, системность, развитие. Психологические детерминаты образования малых групп. Динамика развития группы: “двухфакторая модель” Такмена, “нормативно-ролевая” модель Обера, “инструментальная” модель Мабри, “экспрессивная” модель Волкова, “стратометрическая модель коллективообразования” Петровского. Модели группового развития Уманского. Разрешение внутригрупповых противоречий, психологический обмен как механизм групповой структуры. Статистические и процессуальные модели групповой структуры Характеристики нормативного поведения в группе. Проблема “большинства” – “меньшинства”, девиантного поведения. Факторы конформного поведения: по З. Фрейду, “Феномен влиятельного меньшинства” по С. Московичи. Эффект групповой сплоченности, противоречивая связь сплоченности с продуктивностью. Пять стилей лидерств в малой группе. Конкуренция и солидарность. Процесс обмена “наградами” и “наказаниями”. Основы групповой терапии “группы встреч” и гештальт-группы.  Тема 7.     Психология больших социальных групп.  Разновидности больших социальных групп. Специфические регуляторы социального поведения в больших группах. Специфические характеристики: образ жизни, язык. Психический склад и эмоциональная сфера в структуре психологии больших социальных групп. Соотношение “индивидуального” и “типичного”. Феномен “удвоения среды” по А. Валлону. Понятие “менталитета”. Межкультурные исследования.  Особенности психологии социальных классов. Различные подходы к определению класса. Связь между психологическими характеристикам класса и поведением его представителей. Три линии исследования психологии классов в марксистской традиции. Неофрейдистское направление исследований социального характера (Э. Фромм) и эмоциональная сфера классовой психологии. Классовые потребности, интересы, “социальные чувства”, социальная ориентация личности. Художественная литература как монографических тип социально-психологического исследования. Психический склад класса в его привычках, обычаях, традициях.  Этнические группы как объект исследования этнопсихологии. Разновидности этнических групп. Социальные регуляторы поведения: традиции, обычаи, ценности, нормы. Сравнительно-культурное изучение социальных установок и конформности. Ориентированность культур на коллектив или на личность. Социализация и инкультурация. Архивные, полевые и экспериментальные исследования. Обряды инициации – от архаических до современных их эквивалентов: функции и личностный смысл, Подходы к изучению национального характера. Социальная категоризация, межэтническая дифференциация и этническая идентификация. Отношения межэтнические и межличностные. Этнические стереотипы. Социальная каузальная атрибуция и психоаналитический  феномен “трансфера” в межэтнических конфликтах.