6. Проблема лидерства
Помимо воли администрации в каждом коллективе складываются малые неформальные группы из трех - семи человек. Важнейшим признаком неформальной группы является наличие общей цели, которая, во-первых, не всегда осознается членами группы и во-вторых не обязательно связана с решением производственных задач. Потребность в общении может возникнуть в связи с совместной учебой, общим хобби и т.д. цели малой группы могут быть позитивными, т.е. способствовать сплоченности коллектива, нейтральными либо негативными. Потребность в целеполагании, формулировке цели и организации деятельности по ее достижению приводит к появлению лидеров. Этот феномен просматривается во всех неформальных группах, насчитывающих более трех человек. Любой неформальный лидер обладает личностным притяжением, которое проявляется в разной форме. Выделяют три типа лидеров: вожак, лидер (в узком смысле слова) и ситуативный лидер. Вожак – самый авторитетный член группы, обладающий даром внушения и убеждения. На других членов группы он влияет словом, жестом, взглядом. Так, иследователь Р. Стогдилл предложил следующий перечень качеств руководителя – вожака:
физические качества – активный, энергичный, здоровый, сильный;
личностные качества – приспособляемость, увереность в себе, авторитетность, стремление к успеху;
интеллектуальные качества – ум, умение принять нужное решение, интуиция, творческое начало;
способности – контактность, легкость в общении, тактичность, дипломатичность.
Лидер гараздо менее авторитетен, чем вожак. Наряду с внушением и убеждением ему часто приходится побуждать к действию личным примером (“делай, как я”). Как правило, его влиянием распространяется только на часть членов неформальной группы. Ситуативный лидер обладает личностными качествами, имеющими значение только в какой-то вполне конкретной ситуации: торжественное событие в коллективе, спортивное мероприятие, турпоход и т.д. Лидеры есть в любом коллективе и заслуживают особого внимания, так как именно они активно влияют на морально-психологический климат в коллективе. Среди неформальных лидеров можна выделить деловых, эмоциональных, авторитарных, демократичных и, наконец, самое важное, позитивных и негативных лидеров.
Роль руководителя в становлении
коллектива
Неформальные отношения между руководителем и подчиненными заслуживают самого серьезного внимания. Наряду с умением выбрать оптимальный в данной ситуации стиль руководства, менеджер должен прежде всего знать типичные ошибки, присущие людям его статуса, и правильно строить межличносные отношения с персоналом. К типичным ошибкам относятся случаи, когда:
руководитель не дает конкретных заданий, но постоянно досаждает подчиненных большим количеством вопросов общего характера;
“зациклен” на одной теме в общении с персоналом, например, тредовой дисциплине;
ежедневно формулирует новые идеи для выполнения задания;
постоянно проповедует свои замыслы;
не доверяет своим сотрудникам, злоупотребляет мелочным контролем;
увлекается бумагочетством;
малодостиупен тарриториально и во времени;
не имеет готовых решений производственных задач, предлагаемых персоналу.
Успех неформальных отношений с подчиненными, без чего невозможно формирование чувства уважения к своему руководителю, зависит от соблюдения целого ряда принципов и правил делового общения. Основополагающее значение имеет уважение чужого достоинства. Нравственно-психологической основой этого принципа является аксиома социальной психологии, согласно которой ни один человек не чувствует себя достаточно комфортно без положительной самооценки. Следовательно, руководитель обязан видеть в каждом подчиненном не должность, а личность, проявлять доброжелательность и терпимость, с уважением относится к его личной жизни, но при этом избегать советов в этой области. Желательно всегда помнить, что “сильный никогда не унижает” и, следовательно, недопустимо повышать голос на своего сотрудника, навешивать ярлыки типа “лентяй”, “бездельник”, “тупица” и т.д. Если подчиненный ошибся и совершил проступок, он, как правило, понимает свою вину и адекватно воспринимает наказание, но если начальник при этом заденет его самолюбие, он не простит этого. Следовательно, при разборе ситуации необходимо разделять человека и поступок: критиковать конкретные действия, а не личность провинившегося. Важно помнить, что уважают только тех руководителей, которые хвалят всех, а выговаривают с глазу на глаз; никогда не жалуются на своих сотрудников и, если надо, берут их вину на себя; своевременно и открыто признают свои ошибки. Несмотря на личные симпатии и антипатии, руководитель обязан предъявлять ко всем подчиненным одинаковые требования, ко всем относится ровно, никого не выделять; при посторонних обращаться к своим сотрудникам по имени и отчеству, вне зависимости от их возраста. Недопустимо читать нотации и поучать персонал, если сам руководитель не соблюдает данное требование: воспитательное значение имеет только личный пример руководителя. Типичная ошибка молодых руководителей – стремление стать “своим” среди подчиненных. Лучше все же сохранять дистанцию, разделять личное и служебное, не допускать панибратства. В противном случае приказ как форма распоряжения будет неефективен. Руководитель не имеет морального права скрывать от своих сотрудников важную для них информацию. Вместе с тем он обязан пресекать сплетни и доносы.
- Тема 1. 1. Предмет и задачи социальной психологии как науки.
- 1. Место и роль социальной психологии в системе научного знания.
- 2. Предмет, задачи и методология социальной психологии.
- Тема 1.2. Cтановление и развитие социальной психологии. История формирования и современное состояние социальной психологии.
- 1. История становления и развития социально-психологических идей.
- 2. Экспериментально-теоретическое развитие социальной психологии ( с 20-х гг. Хх века по настоящее время).
- Тема 2.1. Феноменология, структура личности
- 1. Основные направления исследования личности в социальной психологии.
- Тема 2. 2. Социализация и развитие личности.
- 1. Сущность и содержание процесса социализации личности.
- 2. Основные стадии, институты и закономерности социализации.
- Тема 2. 3. Межличностные отношения Социальная установка и роль личности в группе
- 1. Социальная установка как регулятор поведения личности.
- 2. Роль личности в группе.
- Тема 3. 1. Психология общения как социально-психологического явления.
- Тема 3.2. Общение как процесс взаимодействия и его способы
- 1. Роль взаимодействия в системе общения.
- 2.Основные механизмы, стили и методы взаимодействия.
- Тема 3.3. Общение как коммуникативный процесс
- 1. Содержание и структура коммуникативного процесса.
- 2. Особенности вербальной и невербальной информации.
- Тема 4.1. Группа как социально-психологический феномен
- 1. Понятие малой группы в социальной психологии и их классификация.
- 2. Динамические процессы в малой группе.
- Тема 4.2. Групповая динамика и лидерство в группе Социально-психологические особенности функционирования малых групп и межгрупповые отношения
- 1. Развитие групповой жизни в совместной деятельности.
- Тема 5.1. Конфликт и способы его разрешения
- Классификация способов урегулирования конфликтов
- Структура конфликта
- Рекомендации по управлению конфликтом
- Тема 6.1. Основные направления психологии хх в. В социальной психологии.
- Тема 6.2. Социализация.
- Тема 6.3. Межличностные отношения в группах.
- 1. Социально-психологические особенности рабочей группы
- 2. Проблема профессиональной зрелости рабочей группы
- 3. Типы взаимоотношений в коллективе
- 4. Морально-психологический климат и его динамика
- 6. Проблема лидерства
- Тема 6.3. Межличностные отношения в группах. Стадии развития группы как коллектива
- 1 Стадия
- 2 Стадия
- 4 Стадия