1. Основные направления исследования личности в социальной психологии.
2. Социально – психологические проблемы личности. Формирование личности через адаптацию к среде. Законы адаптации, уравновешивания и подкрепления. Фрейдизм и неофрейдизм о примате биологического над социальным (личность – средоточие, совокупность инстинктивных побуждений, требующих удовлетворения и защиты от социального через полубессознательное). Э.Фромм о наличии врожденных социальных инстинктов (продолжение рода, чувства опасности, страха, накопительства, обретения).
Диалектико-материалистическое направление. Личность - продукт социальной среды, развития системы общественных отношений. Учение И.П.Павлова о регуляции высшей нервной деятельности, о роли второсигнальной (социальной) системы (речь, язык). Теория опосредования высших психических свойств деятельностью людей (принцип единства сознания и деятельности). Категория личности в социологии (личность-продукт общественных отношений, представитель определенной социальной группы) и общественной психологии (личность как субъект деятельности, как совокупность социально -значимых черт.
Структура личности (по Платонову): 1. Биологически обусловленная подструктура (темперамент, половые, возрастные, в т.ч. и патологические свойства психики); 2. Психологическая подструктура (память, мышление, эмоции, ощущения, чувства, воля); 3.Подструктура социального опыта (знания, навыки, умения, привычки); 4. Подструктура направленности личности (влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, убеждения, индивидуальная картина мира).
А.Н.Леонтьев о личности как условии и продукте деятельности, о зависимости иерархии деятельности от иерархии мотивов, о личности в деятельности и как объекте, и как субъекте. Л.С.Выготский об обусловленности психики человека социо – культурными факторами. Понятие личности в отечественной социальной психологии. Личность и общество. Личность и группа. Б.Д.Парыгин о единстве социологического и общепсихологического подходов при определении социально-психологических черт и качеств личности. Отличие социально-психологического подхода (формирование личности в микросреде) от социологического (формирование личности в макросреде). Отличие социально-психологического подхода от общепсихологического (анализ всего комплекса социальной детерминации формирования личности, выявление закономерностей поведения и деятельности личности, включенной в определенную группу).
Социально-психологическая структура личности и ее уровни (социально-психологические способности общения; социально-психологические качества социального поведения; качества социально-психологического взаимодействия; социально-психологические свойства, связанные с психикой личности). Социально-психологическая характеристика структурных элементов личности. Типология личностных противоречий. Сознательное, бессознательное и социальное в поведении и поступках личности. Самооценка личности.
Основные социально-психологические проблемы личности: лидерства, мотивации в групповой деятельности, аттракции, социализации, социальных установок, социально-психологических черт и качеств личности. Практическое значение изучения социально-психологической проблематики личности на современном этапе развития общества.
Основные категории: адаптация, личность, формирование личности, структура личности, социально-культурные факторы, социально-психологические проблемы личности, самооценка личности.
Контрольные вопросы: 1.Механизмы формирования личности через приспособление? 2.Роль социальных инстинктов в поведении людей? 3.Единство сознания и деятельности? 4.Роль социальных и деятельностных детерминант в формировании личности? 5.Отличие социально-психологического анализа проблем личности от социологического и обще психологического? 6.Социально-психологическая структура личности? 7.Основные социально- психологические проблемы личности?
8.Значение социально-психологической концепции личности для деятельности социального работника?
- Тема 1. 1. Предмет и задачи социальной психологии как науки.
- 1. Место и роль социальной психологии в системе научного знания.
- 2. Предмет, задачи и методология социальной психологии.
- Тема 1.2. Cтановление и развитие социальной психологии. История формирования и современное состояние социальной психологии.
- 1. История становления и развития социально-психологических идей.
- 2. Экспериментально-теоретическое развитие социальной психологии ( с 20-х гг. Хх века по настоящее время).
- Тема 2.1. Феноменология, структура личности
- 1. Основные направления исследования личности в социальной психологии.
- Тема 2. 2. Социализация и развитие личности.
- 1. Сущность и содержание процесса социализации личности.
- 2. Основные стадии, институты и закономерности социализации.
- Тема 2. 3. Межличностные отношения Социальная установка и роль личности в группе
- 1. Социальная установка как регулятор поведения личности.
- 2. Роль личности в группе.
- Тема 3. 1. Психология общения как социально-психологического явления.
- Тема 3.2. Общение как процесс взаимодействия и его способы
- 1. Роль взаимодействия в системе общения.
- 2.Основные механизмы, стили и методы взаимодействия.
- Тема 3.3. Общение как коммуникативный процесс
- 1. Содержание и структура коммуникативного процесса.
- 2. Особенности вербальной и невербальной информации.
- Тема 4.1. Группа как социально-психологический феномен
- 1. Понятие малой группы в социальной психологии и их классификация.
- 2. Динамические процессы в малой группе.
- Тема 4.2. Групповая динамика и лидерство в группе Социально-психологические особенности функционирования малых групп и межгрупповые отношения
- 1. Развитие групповой жизни в совместной деятельности.
- Тема 5.1. Конфликт и способы его разрешения
- Классификация способов урегулирования конфликтов
- Структура конфликта
- Рекомендации по управлению конфликтом
- Тема 6.1. Основные направления психологии хх в. В социальной психологии.
- Тема 6.2. Социализация.
- Тема 6.3. Межличностные отношения в группах.
- 1. Социально-психологические особенности рабочей группы
- 2. Проблема профессиональной зрелости рабочей группы
- 3. Типы взаимоотношений в коллективе
- 4. Морально-психологический климат и его динамика
- 6. Проблема лидерства
- Тема 6.3. Межличностные отношения в группах. Стадии развития группы как коллектива
- 1 Стадия
- 2 Стадия
- 4 Стадия