Тема 3. 1. Психология общения как социально-психологического явления.
1. Социально-деятельностная природа общения.
2.Сущность, типология и функции общения.
3. Закономерности возникновения, формирования, функционирования, изменения и развития социально-психологических явлений.
4. Соотношение и взаимодействие социально-психологических феноменов.
Социальная природа общения. Общение, как проявление всей системы отношений (общественных, групповых и главным образом межличностных отношений). Методологические проблемы исследования взаимосвязи общественных и межличностных отношений. Безличный характер общественных отношений. Понятие социальной роли. Межличностные отношения как «реализация» безличных отношений в деятельности конкретных личностей. Персонофицированность и эмотивность межличностных отношений на основе: конъюнктивных, дизъюнктивных, амбивалентных, или индифферентных чувств.
Деятельностная природа межличностных отношений. Сущность концепции деятельностного опосредования межличностных отношений (Рубинштейн, Леонтьев, Петровский). Социальное действие и социальное взаимодействие. Структура ситуации социального взаимодействия. Общение и совместная деятельность как формы социального взаимодействия в системе отношений человека. Общение как особая форма взаимодействия и межличностных отношений людей. Влияние общения на жизнь и деятельность людей.
Основные подходы к определению сущности общения:
интеракционистский – общение как социальное взаимодействие, коммуникация посредством символов;
когнитивистский – общение как коммуникация, проявление познавательных процессов, восприятий и аттитюдов;
неофрейдистский – общение как реализация бессознательной мотивации посредством идентификации и психологической защиты;
трансактный – общение как обмен трансакциями, эго состояниями;
необихевиористский – общение как обмен подкреплениями, как диадическое взаимодействие, как реализация мотивации;
персоналистический – общение как личностная самоактуализация экзистенциональной сущности личности, как поиск взаимопонимания личностного смысла; отечественный – общение как процесс взаимодействия, коммуникации и перцепции, как средство реализации в совместной деятельности, в межличностных отношениях общественных и групповых отношений.
Динамика общения: потребность в общении, уяснение цели; вхождение в коммуникацию; ориентация в общении, в личности коммуниканта; определение содержания и средств общения; выбор позиции в общении; коммуникация и взаимодействие; восприятие, контроль эффективности; корректировка стиля и методов общения, взаимоотключение и выход из контакта (их взаимосвязь). Аффиляция (стремление к сотрудничеству, дружбе, общению) как потребность общения.
Типология общения. Формы общения: а) по средствам: непосредственное, опосредованное; б) по содержанию: материальное, когнитивное, кондиционное, мотивационное, деятельностное.
Типы общения: межличностное (императивное, манипулятивное, диалогическое; личностно-групповое; межгрупповое; массовое; внутри личностное. Виды общения: деловое, интимно-личностное, формально-ролевое, инструментальное, диагностическое, воспитательное, светское.
Классификация функций общения в социальной психологии: социальная, инструментальная, информационная, перцептивная, психологическая, синдикативная, самовыражения, побудительная, эмотивная социального контроля, социализации. Основные стороны процесса общения: интерактивная, коммуникативная, перцептивная, эмотивная, их взаимосвязь и обусловленность совместной деятельностью.
Основные категории: социальная природа общения, общественные, групповые и межличностные отношения, деятельностная природа межличностных отношений и общения, сущность общения, формы общения, типы и виды общения, потребности общения, функции общения.
Контрольные вопросы:
В чем проявляется социальная природа общения?
Назовите основные отличия межличностных отношений от общественных.
В чем проявляется деятельностная природа общения?
Основные точки зрения на сущность общения,
Специфика отечественного подхода к определению сущности общения?
Назовите основные типы, виды и функции общения.
Основные стороны общения и их взаимосвязь?
- Тема 1. 1. Предмет и задачи социальной психологии как науки.
- 1. Место и роль социальной психологии в системе научного знания.
- 2. Предмет, задачи и методология социальной психологии.
- Тема 1.2. Cтановление и развитие социальной психологии. История формирования и современное состояние социальной психологии.
- 1. История становления и развития социально-психологических идей.
- 2. Экспериментально-теоретическое развитие социальной психологии ( с 20-х гг. Хх века по настоящее время).
- Тема 2.1. Феноменология, структура личности
- 1. Основные направления исследования личности в социальной психологии.
- Тема 2. 2. Социализация и развитие личности.
- 1. Сущность и содержание процесса социализации личности.
- 2. Основные стадии, институты и закономерности социализации.
- Тема 2. 3. Межличностные отношения Социальная установка и роль личности в группе
- 1. Социальная установка как регулятор поведения личности.
- 2. Роль личности в группе.
- Тема 3. 1. Психология общения как социально-психологического явления.
- Тема 3.2. Общение как процесс взаимодействия и его способы
- 1. Роль взаимодействия в системе общения.
- 2.Основные механизмы, стили и методы взаимодействия.
- Тема 3.3. Общение как коммуникативный процесс
- 1. Содержание и структура коммуникативного процесса.
- 2. Особенности вербальной и невербальной информации.
- Тема 4.1. Группа как социально-психологический феномен
- 1. Понятие малой группы в социальной психологии и их классификация.
- 2. Динамические процессы в малой группе.
- Тема 4.2. Групповая динамика и лидерство в группе Социально-психологические особенности функционирования малых групп и межгрупповые отношения
- 1. Развитие групповой жизни в совместной деятельности.
- Тема 5.1. Конфликт и способы его разрешения
- Классификация способов урегулирования конфликтов
- Структура конфликта
- Рекомендации по управлению конфликтом
- Тема 6.1. Основные направления психологии хх в. В социальной психологии.
- Тема 6.2. Социализация.
- Тема 6.3. Межличностные отношения в группах.
- 1. Социально-психологические особенности рабочей группы
- 2. Проблема профессиональной зрелости рабочей группы
- 3. Типы взаимоотношений в коллективе
- 4. Морально-психологический климат и его динамика
- 6. Проблема лидерства
- Тема 6.3. Межличностные отношения в группах. Стадии развития группы как коллектива
- 1 Стадия
- 2 Стадия
- 4 Стадия