2. Проблема профессиональной зрелости рабочей группы
Важной качественной характеристикой рабочей группы является ее профессиональная зрелость. Она характеризуется прочными связями между ее членами, возникающими на основе общих ценностных ориентаций, позитивно окрашенных неформальных отношений. Личные разногласия быстро устраняются, дисциплина носит сознательный характер, появляется чувство гордости за свой коллектив, складываются устойчивые традиции. Сотрудники имеют возможность раскрыть свой творческий потенциал, с энтузиазмом относятся к решению поставленных задач. Факторы, определяющие степень зрелости рабочей группы, ее способность тпродуктивно функционировать, можно условно разделить на следующие:
технологические факторы, включая особенности совместного использования орудий и предметов труда, например, передовых технологий, персональных компьютеров и т. д.;
экономические факторы, т.е. формы оплаты труда, особенности формы собственности и т.д.;
организационные факторы и, прежде всего, используемые отношения в системе “руководитель - подчиненный”;
ценностно-мировозренческая и психологическая совместность работников.
Любая рабочая группа – это сложный социальный и профессиональный организм, обладающий способностью к саморегуляции, наличием обратных и горизонтальных связей и т.д. Но вместе с тем, ему присущ ряд черт, характерных для организации:
разделение функций между сотрудниками, закрепленное в правилах или инструкциях;
должностная иерархия, порядок подчиненности;
лояльность каждого сотрудника по отношению к своей команде;
система позитивных и негативных санкций (отсюда – особая роль руководителей в рабочей группе).
- Тема 1. 1. Предмет и задачи социальной психологии как науки.
- 1. Место и роль социальной психологии в системе научного знания.
- 2. Предмет, задачи и методология социальной психологии.
- Тема 1.2. Cтановление и развитие социальной психологии. История формирования и современное состояние социальной психологии.
- 1. История становления и развития социально-психологических идей.
- 2. Экспериментально-теоретическое развитие социальной психологии ( с 20-х гг. Хх века по настоящее время).
- Тема 2.1. Феноменология, структура личности
- 1. Основные направления исследования личности в социальной психологии.
- Тема 2. 2. Социализация и развитие личности.
- 1. Сущность и содержание процесса социализации личности.
- 2. Основные стадии, институты и закономерности социализации.
- Тема 2. 3. Межличностные отношения Социальная установка и роль личности в группе
- 1. Социальная установка как регулятор поведения личности.
- 2. Роль личности в группе.
- Тема 3. 1. Психология общения как социально-психологического явления.
- Тема 3.2. Общение как процесс взаимодействия и его способы
- 1. Роль взаимодействия в системе общения.
- 2.Основные механизмы, стили и методы взаимодействия.
- Тема 3.3. Общение как коммуникативный процесс
- 1. Содержание и структура коммуникативного процесса.
- 2. Особенности вербальной и невербальной информации.
- Тема 4.1. Группа как социально-психологический феномен
- 1. Понятие малой группы в социальной психологии и их классификация.
- 2. Динамические процессы в малой группе.
- Тема 4.2. Групповая динамика и лидерство в группе Социально-психологические особенности функционирования малых групп и межгрупповые отношения
- 1. Развитие групповой жизни в совместной деятельности.
- Тема 5.1. Конфликт и способы его разрешения
- Классификация способов урегулирования конфликтов
- Структура конфликта
- Рекомендации по управлению конфликтом
- Тема 6.1. Основные направления психологии хх в. В социальной психологии.
- Тема 6.2. Социализация.
- Тема 6.3. Межличностные отношения в группах.
- 1. Социально-психологические особенности рабочей группы
- 2. Проблема профессиональной зрелости рабочей группы
- 3. Типы взаимоотношений в коллективе
- 4. Морально-психологический климат и его динамика
- 6. Проблема лидерства
- Тема 6.3. Межличностные отношения в группах. Стадии развития группы как коллектива
- 1 Стадия
- 2 Стадия
- 4 Стадия