Структура конфликта
В качестве структурных составляющих в современной психологии выделяют ряд следующих основных элементов конфликта:
стороны конфликта;
условия протекания конфликта;
образы конфликтной ситуации;
возможные действия участников конфликта;
исход конфликтной ситуации.
В роли сторон или участников (субъектов) конфликта могут выступать черты одной личности; две или более разных личностей; личность и группа; две или более групп.
Среди условий протекания Н. И. Шевандрин выделяет пространственно-временные (место и время разрешения противоречия), социально-психологические (состояние участников конфликта), социальные (вовлеченность в противоречие интересов различных социальных слоев). Образы конфликтной ситуации, как своеобразные идеальные карты, включают представления участников конфликта о себе, о противоположной стороне, о среде и условиях протекания конфликта. Любое конфликтное действие может иметь четыре основных исхода: полное или частичное подчинение другого, компромисс, прерывание конфликтных действий, интеграция. В качестве динамических составляющих конфликтной ситуации выделяются четыре основные стадии. 1. Возникновение объективной конфликтной ситуации. Эта стадия не сразу опознается людьми как конфликтная, поэтому ее еще называют «стадией потенциального конфликта». 2. Осознание объективной конфликтной ситуации. Восприятие ситуации как конфликтной со стороны ее участников порождает соответствующее поведение, следовательно, конфликт может быть как реальным, так и мнимым, существующим лишь в представлении субъекта. Эта стадия порождает инцидент, т. е. ситуацию, при которой одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой. 3. Переход к конфликтному поведению. При этом могут наблюдаться различные стратегии поведения. В зависимости от степени ориентации участников ситуации на собственные интересы и интересы партнера, выделяются пять возможных стратегий разрешения конфликта:
доминирование;
уход;
компромисс;
уступка;
сотрудничество.
4. Разрешение конфликта. Оно может быть частичным, когда исключаются конфликтные действия, но побуждение к конфликту остается, или полным, когда конфликт устраняется как на уровне внешнего поведения, так и на уровне побуждения к нему. Для приведенной выше классификации конфликтных ситуаций существуют следующие способы урегулирования (см. табл. 5).
Модели разрешения конфликтов Известны две основные модели разрешения конфликтов. Первая из них - модель арбитража или третейского суда. Конфликтующие стороны при этом обращаются к арбитру или третейскому судье (третьему лицу), который выслушивает обе стороны и принимает решение по спорному вопросу. Она наиболее экономична с точки зрения времени, позволяет принимать быстрые решения, выгодна для руководителя, который поддерживает того, кого считает нужным поддержать. Такая модель наиболее типична для управленческой практики. Применение модели арбитража может быть оправданным или даже необходимым в следующих случаях:
когда принятие решений находится в исключительной компетенции лица, к которому обращаются участники конфликта (организационные проблемы);
в экстремальной ситуации, где имеет место дефицит времени, определенный риск или особая ответственность;
когда переговорный процесс меду участниками конфликта по каким-то причинам невозможен (сложные отношения и т. д.).
К недостаткам указанной модели можно отнести вероятность принятия неверного решения руководителем из-за недостаточности достоверной информации, когда речь касается не организационных проблем, а затрагивает взаимоотношения людей, часто «закрытые» от окружающих. Кроме того, решение межличностных проблем третьим лицом, неизбежно создает проблемы в отношениях с «обиженным» участником конфликта. Далее, само решение может полностью не разрешать конфликтную ситуацию, так как является лишь субъективной видимостью решения руководителем конфликта. И, наконец, решение проблемы третьим лицом формирует у участников конфликта представления о себе как не способных справиться с проблемной ситуацией. Принципиально отличной от модели арбитража является модель посредничества.Посредник в отличие от арбитра не решает конфликтную ситуацию, но организует процесс решения проблемы самими участниками конфликта. Преимущество посредничества заключается в том, что ответственность за характер решения ложится не на руководителя, а на самих участников конфликта. Последнее обстоятельство сказывается на готовности конфликтующих сторон придерживаться собственного решения впоследствии. Участники конфликта приобретают опыт совместного решения проблем, что вызывает у них позитивные взаимные чувства и создает хорошую основу для последующих контактов. Недостатком посредничества являются длительные временные затраты, которых требует переговорный процесс; решение ситуации, не всегда удовлетворяющее руководителя, как третьего лица; наличие у посредника соответствующих навыков по ведению переговорного процесса.
- Тема 1. 1. Предмет и задачи социальной психологии как науки.
- 1. Место и роль социальной психологии в системе научного знания.
- 2. Предмет, задачи и методология социальной психологии.
- Тема 1.2. Cтановление и развитие социальной психологии. История формирования и современное состояние социальной психологии.
- 1. История становления и развития социально-психологических идей.
- 2. Экспериментально-теоретическое развитие социальной психологии ( с 20-х гг. Хх века по настоящее время).
- Тема 2.1. Феноменология, структура личности
- 1. Основные направления исследования личности в социальной психологии.
- Тема 2. 2. Социализация и развитие личности.
- 1. Сущность и содержание процесса социализации личности.
- 2. Основные стадии, институты и закономерности социализации.
- Тема 2. 3. Межличностные отношения Социальная установка и роль личности в группе
- 1. Социальная установка как регулятор поведения личности.
- 2. Роль личности в группе.
- Тема 3. 1. Психология общения как социально-психологического явления.
- Тема 3.2. Общение как процесс взаимодействия и его способы
- 1. Роль взаимодействия в системе общения.
- 2.Основные механизмы, стили и методы взаимодействия.
- Тема 3.3. Общение как коммуникативный процесс
- 1. Содержание и структура коммуникативного процесса.
- 2. Особенности вербальной и невербальной информации.
- Тема 4.1. Группа как социально-психологический феномен
- 1. Понятие малой группы в социальной психологии и их классификация.
- 2. Динамические процессы в малой группе.
- Тема 4.2. Групповая динамика и лидерство в группе Социально-психологические особенности функционирования малых групп и межгрупповые отношения
- 1. Развитие групповой жизни в совместной деятельности.
- Тема 5.1. Конфликт и способы его разрешения
- Классификация способов урегулирования конфликтов
- Структура конфликта
- Рекомендации по управлению конфликтом
- Тема 6.1. Основные направления психологии хх в. В социальной психологии.
- Тема 6.2. Социализация.
- Тема 6.3. Межличностные отношения в группах.
- 1. Социально-психологические особенности рабочей группы
- 2. Проблема профессиональной зрелости рабочей группы
- 3. Типы взаимоотношений в коллективе
- 4. Морально-психологический климат и его динамика
- 6. Проблема лидерства
- Тема 6.3. Межличностные отношения в группах. Стадии развития группы как коллектива
- 1 Стадия
- 2 Стадия
- 4 Стадия