9. Типологии личности, основывающиеся на свойствах индивида
Идея психической энергии, саморегуляции тесно связана с аналитической психологией психологических типов. Различается несколько таких типов. Они относятся к врожденной разнице в темпераменте, интегральном сочетании устойчивых психодинамических свойств, проявляющихся в деятельности, которые заставляют индивидов воспринимать и реагировать специфическим образом. Прежде всего следует различать два устойчивых типа: экстраверт и интроверт.
Экстраверт характеризуется врожденной тенденцией направлять психическую энергию, или либидо, вовне, связывая носителя энергии с внешним миром. Данный тип естественно и спонтанно уделяет внимание объекту - другим людям, предметам, внешним манерам и благоустройству. Слаба связь экстраверта с субъективным внутренним миром, он избегает встречи с ним. Любые субъективные запросы он оценивает как эгоистические.
Интроверт характеризуется тенденцией своего либидо устремляться внутрь, связывая психическую энергию со своим внутренним миром мысли, фантазии, чувства. Такой тип уделяет значительный интерес и внимание субъекту (сам с собой) в то время, когда он освобожден от обязанности приспосабливаться к внешним обстоятельствам.
Наряду с экстравертами и интровертами К. Юнг выделяет четыре функциональных типа личности, основываясь на четырех главных функциях: мышлении, чувстве, ощущении, интуиции. Каждый потенциальный индивид располагает всеми четырьмя функциями, хотя на поверку одна из них обычно оказывается наиболее развитой и становится ведущей.
Мыслительный тип в большей степени соответствует мужчинам. Ментальная жизнь данного типа сводится к созданию интеллектуальных формул и последующей подгонке наличного жизненного опыта под эти формулы.
Чувственный тип больше распространен у женщин. Утверждение и развитие межличностных отношений партнерства является здесь главной целью. Самое большое удовлетворение человек испытывает от эмоционального контакта с другими людьми. В своем крайнем проявлении этот функциональный тип может вызывать неприязнь своим чрезмерным интересом по поводу личных дел других.
Сенсорный (ощущающий) тип характеризуется приспособленностью к обычной сиюминутной реальности, "здесь и сейчас". Ощущающий тип выглядит устойчивым и земным, реальным и настоящим в смысле готовности жить в данную минуту, но одновременно он выглядит довольно глупым.
Интуитивный тип мотивируется главным образом постоянным потоком новых видений и предчувствий, протекающих от его внутреннего активного восприятия.
- 1. Возникновение и развитие психологии как науки
- 2. Основные течения в современной психологии. Психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология, гештальтпсихология
- 3. Предмет психологии. Задачи. Структура современной психологии
- 4. Методология. Методы в психологии. Принципы психологии: активности, детерминизма, единства сознания и деятельности, развития
- 5. Психика человека. Проблема и природа
- 6. Сознание. Сознательное и бессознательное
- 7. Деятельностный подход и общепсихологическая теория деятельности
- 8. Основные виды деятельности и их развитие у человека
- 9. Общение: структура и функции. Механизмы и эффекты общения
- 10. Проблема человека в психологии
- 11. Общее понятие о личности. Основные факторы и механизмы развития личности
- 12. Структура личности (общ.Хар-ка). В отеч. И заруб.Психологии
- 13. Потребности, как источник активности. Основные виды потребностей
- 14. Мотивация (характеристики). Классификация мотивов
- 15. Самосознание и его структура
- 16. Понятие о темпераменте и его физ. Основах. Краткая психологическая характеристика типов темперамента
- 17. Понятие о характере
- 18. Понятие о способностях. Способности и задатки
- 19. Понятие о воле. Волевое поведение. Волевые качества личности
- 20. Эмоциональная сфера личности. Функции эмоций
- 21. Понятие о внимании. Виды внимания. Основные свойства внимания
- 22. Понятие об ощущениях. Классификация ощущений. Общие закономерности ощущений
- 23. Характеристика восприятия и его способностей. Классификация восприятий
- 24. Общие понятия о памяти. Виды памяти
- 25. Характеристика процессов памяти
- 26. Общая характеристика мышления. Основные мыслительные операции
- 27. Виды и свойства мышления. Интеллект
- 28. Понятие о воображении. Его виды
- 29. Мышление и речь
- 2. Проблема описания структуры личности
- 3. Личностный подход
- 4. Представление о структуре личности в различных психологических теориях
- 5. Факторный анализ в изучении личности
- 6. Ролевые теории личности
- 7. Социальная роль как единица общественной структуры
- 8. Понятие типологии личности
- 9. Типологии личности, основывающиеся на свойствах индивида
- 10. Классическое учение о темпераменте
- 11. Психологическая характеристика типов нервной деятельности
- 12. Психологическая характеристика темперамента
- 13. Проблема развития мотивационной сферы личности
- 14. Мотив как объект, отвечающий за потребности человека
- 15. Развитие структуры мотивационной сферы
- 16. Направленность личности
- 17. Самооценка личности
- 18. Исследования в области самооценки
- 19. Понятие первичной группы
- 20. Классификация групп
- 21. Личность и коллектив
- 22. Межличностное общение в социальной группе
- 23. Психологические установки и их виды
- 24. Общение и межличностные отношения
- 25. Зоны и уровни общения
- 26. Виды общения
- 27. Общение как социальный акт
- 28. Межличностные отношения в группах и коллективах. Понятие психологической несовместимости
- 29. Понятие конфликта
- 30. Социальные функции конфликта
- 31. Внутриличностный конфликт
- 32. Межличностный конфликт
- 33. Конфликт между личностью и группой
- 34. Характеристика межгрупповых конфликтов
- 35. Основные межличностные стили разрешения конфликтов
- 36. Условия психического развития личности
- 37. Влияние природных особенностей на психическое развитие человека
- 38. Движущие силы психического развития человека
- 39. Закономерности психического развития личности
- 40. Этапы психического развития человека
- 41. Кризис "трех лет" у ребенка-дошкольника
- 42. Теории развития социального инстинкта у ребенка
- 43. Развитие отношений между взрослым и ребенком
- 44. Психологические особенности ребенка в младшем школьном возрасте
- 45. Проблемы самооценки у детей младшего школьного возраста
- 46. Движущие силы развития личности подростка
- 47. Этапы психологического развития личности подростка
- 48. Формирование личности
- 49. Значение соотношения притязаний и самооценки при формировании личности ребенка
- 50. Возрастная стратификация
- 51. Характеристика возрастного периода юности
- 52. Проблемы юношеского самоопределения
- 53. Мотивационные предпосылки социализации личности
- 54. Интерес как ведущий мотив социальной деятельности
- 55. Социализация личности
- 56. Классификация задач, стоящих перед человеком в процессе развития