33. Конфликт между личностью и группой
В социальной группе отражается все многообразие общества. Поэтому в ней в той или иной степени могут иметь место самые разнообразные виды конфликтов. Наиболее характерными из них является конфликт между группой и членом группы.
В основе подобных конфликтов, как правило, лежат попытки изменений в группе и вне нее.
Даже если большинство членов группы понимают необходимость этих изменений и одобряют их, отдельные члены группы по тем или иным причинам могут оказаться в оппозиции и даже выйти из состава группы.
Само членство индивида в группе является конфликтным. С одной стороны, человек нуждается в других для реализации своих личностных целей и интересов, а с другой - он вынужден подчиняться групповым нормам и требованиям, которые не всегда соответствуют его личным планам и желаниям. Поэтому нарушение групповых норм является наиболее характерной причиной внутригрупповых конфликтов. Можно выделить основные причины, по которым член группы нарушает групповые нормы и требования:
1) преследуя свои личные цели;
2) случайно или потому, что еще не в полной мере освоил эти нормы;
3) индивид не в состоянии выполнить предписываемые группой требования.
Можно выделить целый ряд причин, лежащих в основе конфликта между личностью и группой:
1) ожидания личности противоречат ожиданиям группы;
2) противоречия между личностью и группой в целях, ценностях, интересах, позициях и т. д.;
3) борьба за повышение своего статуса в группе; 4) конфликт между руководящими органами и неформальной группой;
5) поиск и нахождение реального и мнимого виновника неудач.
Попытка изменить свое место в группе порождает структурные или статусно-ролевые изменения. Подобные изменения могут быть обусловлены ролевыми конфликтами, которые возникают по причине несовпадения принятой (добровольно или под давлением) членом группы роли с групповыми нормами или ожиданиями. Чаще всего такие конфликты случаются тогда, когда вакантное место занимает новый член группы. Адаптация и социализация всегда чреваты конфликтами. Во-первых, требования группы к новичкам, как правило, бывают завышенными. Во-вторых, новый член группы обычно не в полной мере владеет всеми тонкостями внутригруппового взаимодействия.
Структурные и статусно-ролевые изменения также могут быть связаны с изменением групповых целей и видов деятельности, которые предполагают перераспределение ролей, функций, средств, прав, обязанностей, ответственности и власти.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 1. Возникновение и развитие психологии как науки
- 2. Основные течения в современной психологии. Психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология, гештальтпсихология
- 3. Предмет психологии. Задачи. Структура современной психологии
- 4. Методология. Методы в психологии. Принципы психологии: активности, детерминизма, единства сознания и деятельности, развития
- 5. Психика человека. Проблема и природа
- 6. Сознание. Сознательное и бессознательное
- 7. Деятельностный подход и общепсихологическая теория деятельности
- 8. Основные виды деятельности и их развитие у человека
- 9. Общение: структура и функции. Механизмы и эффекты общения
- 10. Проблема человека в психологии
- 11. Общее понятие о личности. Основные факторы и механизмы развития личности
- 12. Структура личности (общ.Хар-ка). В отеч. И заруб.Психологии
- 13. Потребности, как источник активности. Основные виды потребностей
- 14. Мотивация (характеристики). Классификация мотивов
- 15. Самосознание и его структура
- 16. Понятие о темпераменте и его физ. Основах. Краткая психологическая характеристика типов темперамента
- 17. Понятие о характере
- 18. Понятие о способностях. Способности и задатки
- 19. Понятие о воле. Волевое поведение. Волевые качества личности
- 20. Эмоциональная сфера личности. Функции эмоций
- 21. Понятие о внимании. Виды внимания. Основные свойства внимания
- 22. Понятие об ощущениях. Классификация ощущений. Общие закономерности ощущений
- 23. Характеристика восприятия и его способностей. Классификация восприятий
- 24. Общие понятия о памяти. Виды памяти
- 25. Характеристика процессов памяти
- 26. Общая характеристика мышления. Основные мыслительные операции
- 27. Виды и свойства мышления. Интеллект
- 28. Понятие о воображении. Его виды
- 29. Мышление и речь
- 2. Проблема описания структуры личности
- 3. Личностный подход
- 4. Представление о структуре личности в различных психологических теориях
- 5. Факторный анализ в изучении личности
- 6. Ролевые теории личности
- 7. Социальная роль как единица общественной структуры
- 8. Понятие типологии личности
- 9. Типологии личности, основывающиеся на свойствах индивида
- 10. Классическое учение о темпераменте
- 11. Психологическая характеристика типов нервной деятельности
- 12. Психологическая характеристика темперамента
- 13. Проблема развития мотивационной сферы личности
- 14. Мотив как объект, отвечающий за потребности человека
- 15. Развитие структуры мотивационной сферы
- 16. Направленность личности
- 17. Самооценка личности
- 18. Исследования в области самооценки
- 19. Понятие первичной группы
- 20. Классификация групп
- 21. Личность и коллектив
- 22. Межличностное общение в социальной группе
- 23. Психологические установки и их виды
- 24. Общение и межличностные отношения
- 25. Зоны и уровни общения
- 26. Виды общения
- 27. Общение как социальный акт
- 28. Межличностные отношения в группах и коллективах. Понятие психологической несовместимости
- 29. Понятие конфликта
- 30. Социальные функции конфликта
- 31. Внутриличностный конфликт
- 32. Межличностный конфликт
- 33. Конфликт между личностью и группой
- 34. Характеристика межгрупповых конфликтов
- 35. Основные межличностные стили разрешения конфликтов
- 36. Условия психического развития личности
- 37. Влияние природных особенностей на психическое развитие человека
- 38. Движущие силы психического развития человека
- 39. Закономерности психического развития личности
- 40. Этапы психического развития человека
- 41. Кризис "трех лет" у ребенка-дошкольника
- 42. Теории развития социального инстинкта у ребенка
- 43. Развитие отношений между взрослым и ребенком
- 44. Психологические особенности ребенка в младшем школьном возрасте
- 45. Проблемы самооценки у детей младшего школьного возраста
- 46. Движущие силы развития личности подростка
- 47. Этапы психологического развития личности подростка
- 48. Формирование личности
- 49. Значение соотношения притязаний и самооценки при формировании личности ребенка
- 50. Возрастная стратификация
- 51. Характеристика возрастного периода юности
- 52. Проблемы юношеского самоопределения
- 53. Мотивационные предпосылки социализации личности
- 54. Интерес как ведущий мотив социальной деятельности
- 55. Социализация личности
- 56. Классификация задач, стоящих перед человеком в процессе развития