22. Межличностное общение в социальной группе
Социальная группа - это тип социальной общности людей, объединенных в процессе совместной деятельности. Эта общность обладает рядом существенных признаков:
1) внутренней организацией, которая состоит из органов управления, социального контроля и санкций;
2) групповыми ценностями, сформированным общественным мнением;
3) собственным принципом обособления, отличиями от других групп;
4) воздействием на поведение членов группы;
5) общими целями и задачами деятельности;
6) стремлением к устойчивости благодаря механизмам отношений, возникающим между людьми в ходе решения групповых задач;
7) закреплением традиций, символики (знаки, одежда, флаги и т. д.).
Каждая социальная группа имеет свою социальную структуру, которая основывается на трех китах: статусно - ролевые отношения, профессиональные характеристики и половозрастной состав.
Чтобы понять суть статусно-ролевых отношений, нужно рассмотреть схему ролевого поведения человека, предложенную психологом Г. Олпортом.Все начинается с необходимости выполнения социальной роли. Без понимания ее и основных функций очень трудно справиться со своей ролью.
После того, как человек понял роль, он должен или принять ее или отклонить.
Принятие роли сопровождается процессом обучения новым функциям, выработки определенных позиций, стиля поведения и общения. Надо дать человеку время на это сложное дело и не сбить его с толку, пока не закончился процесс вхождения в роль.
Следующий этап ролевого поведения - исполнение роли - имеет две стороны: поведение человека, исполняющего роль, и оценка окружающих. Часто бывает, что самооценка и оценки другими людьми очень расходятся, поэтому важно всегда все время иметь обратную связь, т. е, интересоваться, особенно руководителю, что о нем думают "сверху, сбоку, снизу" и в соответствии с этим корректировать свое поведение.
Второй "кит" в социальной структуре группы - профессионально-квалификационные характеристики. Эта составляющая говорит об интеллектуальном, профессиональном потенциале группы.
Третий "кит" - половозрастной состав группы. Каждый возрастной период имеет свои психологические особенности, которые нельзя не учитывать.
Особенности женской и мужской психологии также накладывают свой отпечаток на характер внутригруп-повых отношений. Женские коллективы более эмоциональны. Мужские - более рациональны. Поэтому сочетание мужчин и женщин в группе является благоприятным фактором для ее развития и создания выгодных условий для жизни.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 1. Возникновение и развитие психологии как науки
- 2. Основные течения в современной психологии. Психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология, гештальтпсихология
- 3. Предмет психологии. Задачи. Структура современной психологии
- 4. Методология. Методы в психологии. Принципы психологии: активности, детерминизма, единства сознания и деятельности, развития
- 5. Психика человека. Проблема и природа
- 6. Сознание. Сознательное и бессознательное
- 7. Деятельностный подход и общепсихологическая теория деятельности
- 8. Основные виды деятельности и их развитие у человека
- 9. Общение: структура и функции. Механизмы и эффекты общения
- 10. Проблема человека в психологии
- 11. Общее понятие о личности. Основные факторы и механизмы развития личности
- 12. Структура личности (общ.Хар-ка). В отеч. И заруб.Психологии
- 13. Потребности, как источник активности. Основные виды потребностей
- 14. Мотивация (характеристики). Классификация мотивов
- 15. Самосознание и его структура
- 16. Понятие о темпераменте и его физ. Основах. Краткая психологическая характеристика типов темперамента
- 17. Понятие о характере
- 18. Понятие о способностях. Способности и задатки
- 19. Понятие о воле. Волевое поведение. Волевые качества личности
- 20. Эмоциональная сфера личности. Функции эмоций
- 21. Понятие о внимании. Виды внимания. Основные свойства внимания
- 22. Понятие об ощущениях. Классификация ощущений. Общие закономерности ощущений
- 23. Характеристика восприятия и его способностей. Классификация восприятий
- 24. Общие понятия о памяти. Виды памяти
- 25. Характеристика процессов памяти
- 26. Общая характеристика мышления. Основные мыслительные операции
- 27. Виды и свойства мышления. Интеллект
- 28. Понятие о воображении. Его виды
- 29. Мышление и речь
- 2. Проблема описания структуры личности
- 3. Личностный подход
- 4. Представление о структуре личности в различных психологических теориях
- 5. Факторный анализ в изучении личности
- 6. Ролевые теории личности
- 7. Социальная роль как единица общественной структуры
- 8. Понятие типологии личности
- 9. Типологии личности, основывающиеся на свойствах индивида
- 10. Классическое учение о темпераменте
- 11. Психологическая характеристика типов нервной деятельности
- 12. Психологическая характеристика темперамента
- 13. Проблема развития мотивационной сферы личности
- 14. Мотив как объект, отвечающий за потребности человека
- 15. Развитие структуры мотивационной сферы
- 16. Направленность личности
- 17. Самооценка личности
- 18. Исследования в области самооценки
- 19. Понятие первичной группы
- 20. Классификация групп
- 21. Личность и коллектив
- 22. Межличностное общение в социальной группе
- 23. Психологические установки и их виды
- 24. Общение и межличностные отношения
- 25. Зоны и уровни общения
- 26. Виды общения
- 27. Общение как социальный акт
- 28. Межличностные отношения в группах и коллективах. Понятие психологической несовместимости
- 29. Понятие конфликта
- 30. Социальные функции конфликта
- 31. Внутриличностный конфликт
- 32. Межличностный конфликт
- 33. Конфликт между личностью и группой
- 34. Характеристика межгрупповых конфликтов
- 35. Основные межличностные стили разрешения конфликтов
- 36. Условия психического развития личности
- 37. Влияние природных особенностей на психическое развитие человека
- 38. Движущие силы психического развития человека
- 39. Закономерности психического развития личности
- 40. Этапы психического развития человека
- 41. Кризис "трех лет" у ребенка-дошкольника
- 42. Теории развития социального инстинкта у ребенка
- 43. Развитие отношений между взрослым и ребенком
- 44. Психологические особенности ребенка в младшем школьном возрасте
- 45. Проблемы самооценки у детей младшего школьного возраста
- 46. Движущие силы развития личности подростка
- 47. Этапы психологического развития личности подростка
- 48. Формирование личности
- 49. Значение соотношения притязаний и самооценки при формировании личности ребенка
- 50. Возрастная стратификация
- 51. Характеристика возрастного периода юности
- 52. Проблемы юношеского самоопределения
- 53. Мотивационные предпосылки социализации личности
- 54. Интерес как ведущий мотив социальной деятельности
- 55. Социализация личности
- 56. Классификация задач, стоящих перед человеком в процессе развития