48. Формирование личности
Формирование личности подростка - процесс сложный и неоднозначный: педагогическое воздействие, как правило, встречается с активным субъектом самовоспитания.
В числе первых оказываются внешние образцы взрослости. Подгонка своего внешнего облика под имеющиеся образцы вместо развития вкуса плодит одинаковые лица и униформу, а усвоение того, что считается популярным без осмысления, делает его формально принятым личным критерием оценки и самооценки, порождает бездуховность. Манера держаться, внешний вид - своего рода визитная карточка человека, показатель его культуры и важное условие внутреннего комфорта. Склонность к подражанию характерна для человека любого возраста, но особенно проявляют эту склонность подростки. Они подражают не только внешним образцам, но и их внутреннему содержанию. У мальчиков, например, популярным является эталон "настоящего" мужчины. Этот эталон включает, с одной стороны, силу, волю, мужество, выносливость, а с другой - верность дружбе и товарищам. В этом наборе самым значимым качеством является сила. Чтобы завоевать уважение товарищей, подросток не только демонстрирует ее (спорт, борьба, драка и т. п.), но нередко преувеличивает степень своей причастности к проявлению качеств мужественности. Отсюда - известная хвастливость подростка.
Переход к серьезным занятиям в какой-то конкретной области и реализация полученных знаний в деятельности ставит подростка перед необходимостью самооценки своего соответствия требованиям деятельности и самосовершенствования. В этой связи подросток обращается к размышлению о своих недостатках и достоинствах, однако самостоятельно решить эти вопросы ему еще трудно в силу отсутствия как достаточно четких критериев оценки, так и психологических знаний.
Для старших подростков характерно стремление к самовоспитанию, однако оно сосредоточено, концентрируется вокруг поведенческих моментов (регуляции своих реакций, поступков, планирования занятий и т. п.). Особенно часто ставится задача самовоспитания воли, хотя неорганизованность чаще всего зависит от отсутствия неорганизованности, умения и желания систематически работать. Научить этому - значит дать подростку ключ, инструмент для самовоспитания и саморазвития.
Формирование личности подростка в значительной степени зависит от того, как сложатся в процессе его жизни и воспитания отношения между его притязаниями, самооценкой и его реальными возможностями удовлетворить свои притязания, оправдать свою самооценку.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 1. Возникновение и развитие психологии как науки
- 2. Основные течения в современной психологии. Психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология, гештальтпсихология
- 3. Предмет психологии. Задачи. Структура современной психологии
- 4. Методология. Методы в психологии. Принципы психологии: активности, детерминизма, единства сознания и деятельности, развития
- 5. Психика человека. Проблема и природа
- 6. Сознание. Сознательное и бессознательное
- 7. Деятельностный подход и общепсихологическая теория деятельности
- 8. Основные виды деятельности и их развитие у человека
- 9. Общение: структура и функции. Механизмы и эффекты общения
- 10. Проблема человека в психологии
- 11. Общее понятие о личности. Основные факторы и механизмы развития личности
- 12. Структура личности (общ.Хар-ка). В отеч. И заруб.Психологии
- 13. Потребности, как источник активности. Основные виды потребностей
- 14. Мотивация (характеристики). Классификация мотивов
- 15. Самосознание и его структура
- 16. Понятие о темпераменте и его физ. Основах. Краткая психологическая характеристика типов темперамента
- 17. Понятие о характере
- 18. Понятие о способностях. Способности и задатки
- 19. Понятие о воле. Волевое поведение. Волевые качества личности
- 20. Эмоциональная сфера личности. Функции эмоций
- 21. Понятие о внимании. Виды внимания. Основные свойства внимания
- 22. Понятие об ощущениях. Классификация ощущений. Общие закономерности ощущений
- 23. Характеристика восприятия и его способностей. Классификация восприятий
- 24. Общие понятия о памяти. Виды памяти
- 25. Характеристика процессов памяти
- 26. Общая характеристика мышления. Основные мыслительные операции
- 27. Виды и свойства мышления. Интеллект
- 28. Понятие о воображении. Его виды
- 29. Мышление и речь
- 2. Проблема описания структуры личности
- 3. Личностный подход
- 4. Представление о структуре личности в различных психологических теориях
- 5. Факторный анализ в изучении личности
- 6. Ролевые теории личности
- 7. Социальная роль как единица общественной структуры
- 8. Понятие типологии личности
- 9. Типологии личности, основывающиеся на свойствах индивида
- 10. Классическое учение о темпераменте
- 11. Психологическая характеристика типов нервной деятельности
- 12. Психологическая характеристика темперамента
- 13. Проблема развития мотивационной сферы личности
- 14. Мотив как объект, отвечающий за потребности человека
- 15. Развитие структуры мотивационной сферы
- 16. Направленность личности
- 17. Самооценка личности
- 18. Исследования в области самооценки
- 19. Понятие первичной группы
- 20. Классификация групп
- 21. Личность и коллектив
- 22. Межличностное общение в социальной группе
- 23. Психологические установки и их виды
- 24. Общение и межличностные отношения
- 25. Зоны и уровни общения
- 26. Виды общения
- 27. Общение как социальный акт
- 28. Межличностные отношения в группах и коллективах. Понятие психологической несовместимости
- 29. Понятие конфликта
- 30. Социальные функции конфликта
- 31. Внутриличностный конфликт
- 32. Межличностный конфликт
- 33. Конфликт между личностью и группой
- 34. Характеристика межгрупповых конфликтов
- 35. Основные межличностные стили разрешения конфликтов
- 36. Условия психического развития личности
- 37. Влияние природных особенностей на психическое развитие человека
- 38. Движущие силы психического развития человека
- 39. Закономерности психического развития личности
- 40. Этапы психического развития человека
- 41. Кризис "трех лет" у ребенка-дошкольника
- 42. Теории развития социального инстинкта у ребенка
- 43. Развитие отношений между взрослым и ребенком
- 44. Психологические особенности ребенка в младшем школьном возрасте
- 45. Проблемы самооценки у детей младшего школьного возраста
- 46. Движущие силы развития личности подростка
- 47. Этапы психологического развития личности подростка
- 48. Формирование личности
- 49. Значение соотношения притязаний и самооценки при формировании личности ребенка
- 50. Возрастная стратификация
- 51. Характеристика возрастного периода юности
- 52. Проблемы юношеского самоопределения
- 53. Мотивационные предпосылки социализации личности
- 54. Интерес как ведущий мотив социальной деятельности
- 55. Социализация личности
- 56. Классификация задач, стоящих перед человеком в процессе развития