logo
Шпоры со ПЛИИ

41. Кризис "трех лет" у ребенка-дошкольника

Предметное действие ребенка есть совместное действие ребенка и взрослого, в котором элемент содействия является ведущим.

Еще до начала активной речи ребенка именно это содействие взрослого выполняет функцию коммуникации и руководства. Оно выражается не только в показе предмета, но и в постоянстве оценочных воздействий на ребенка.

Уже на втором году жизни ребенок научается самостоятельно ходить; на третьем году движения ребенка (бег, ходьба, лазанье) становятся более совершенными и координированными. При правильном воспитании к трем годам ребенок может самостоятельно есть, умываться и т. д.

Речь становится основным средством общения ребенка со взрослыми. Руководство со стороны взрослых приобретает все более речевой характер. Появляется умение отделять себя от своих действий.

Взрослый, его манеры и действия становятся предметом для подражания. Эти успехи в развитии ребенка на третьем году жизни делают его более самостоятельным. Проявление самостоятельности - не только в том, в чем ребенок действительно может обойтись без помощи взрослых, но и в сферах, еще не доступных ребенку. Это находит выражение в словах "я сам".

Возникновение стремления к самостоятельности означает появление новой формы желаний, непосредственно не совпадающих с желаниями взрослых, что, в частности, подтверждается настойчивым "я хочу".

Психологи отмечают возникающие в этот период проявления у ребенка себялюбия, ревности, упрямства, негативизма и "обесценивания". Психологи считают, что упрямство возникает при ущемлении свободы ребенка, т. е. при ограничении его самостоятельности и инициативы.

Выделяют несколько видов упрямства. Если требовательность значительно превышает уровень уважения, то возникает упрямство типа "обиженных"; когда требовательность очень мала, то констатируется упрямство типа "баловня". Возможно и такое положение, при котором к ребенку не предъявляют никаких требований и не проявляют никакого уважения - тогда это случай упрямства "безнадзорности". Упрямства не возникает, и развитие протекает нормально, без всяких конфликтов тогда, когда между требовательностью и уважением существует равновесие.

А. Н. Леонтьев отмечал, что в действительности кризисы не являются неизбежными спутниками психического развития ребенка. Кризис - это свидетельство не совершившегося вовремя и в нужном направлении перелома, сдвига. Кризиса может и не быть, потому что психическое развитие ребенка - процесс не стихийный, а является разумно управляемым процессом - управляемым воспитанием.