35.История возникновения музыкотерапии. Американская и шведская школы.
Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности.
Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др.
После второй мировой войны за рубежом получило довольно широкое распространение лечение музыкой различных психических расстройств. Определились два независимых друг от друга течения: американская и шведская школы.
Американская. Музыкотерапия имеет эмпирико-клиническую ориентацию. Это главным образом описание клинического эффекта воздействия музыки, различной по форме и содержанию, на основании чего составляются «лечебные» каталоги музыки. Это своего рода музыкальная фармакология, в которой выделяют две стороны лечебного воздействия: стимулирующую и седативную. Сторонники психоанализа объясняют воздействие музыки ее влиянием на сферу влечений. Используя для объяснения эффекта музыки понятие «катарсиса», они вкладывают в этот термин принципиально иное значение. Музыка является не только средством, снижающим и устраняющим эмоциональное напряжение, но и главным образом каналом для выхода сексуальной энергии.
Шведская школа, будучи ориентирована на глубинную психологию, считает, что в коррекционной работе музыкотерапии должна отводиться центральная роль, так как музыка благодаря своим специфическим особенностям в состоянии проникнуть в глубинные слои личности. Альтшулер обнаружила физиологические изменения у пациентов, адекватные определенным типам музыкального воздействия и обосновала терапевтический подход, названный ею изопринципом музыкотерапии. Согласно этому положению при затруднении словесного контакта с больным музыка способствует его установлению, если она соответствует эмоциональному тонусу состояния пациента. То есть при депрессии показана музыка тихая, спокойная, при возбуждении - громкая, быстрого темпа. История музыкотерапии знает немало примеров практического применения этого принципа.
Правильный выбор музыкальной программы - ключевой фактор музыкотерапии. Для того чтобы музыка контактировала с клиентом, она должна соответствовать его эмоциональному состоянию. Еще в 1916 г. В. М. Бехтерев писал: «Музыкальное произведение, по своему состоянию совпадающее с настроением слушающего, производит сильное впечатление. Произведение, дисгармонирующее с настроением, может не только не нравиться, но даже раздражать».
Специальные физиологические исследования выявили влияние музыки на различные системы человека. Рядом исследований было показано, что восприятие музыки ускоряет сердечные сокращения, повышает темп респирации. Было обнаружено усиливающее действие музыкальных раздражителей на пульс, дыхание в зависимости от высоты, силы звука и тембра. Частота дыхательных движений и сердцебиений изменялась в зависимости от темпа, тональности музыкального произведения.
Физиологическое воздействие музыки на человека основано на том, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. Музыка как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и в вегетативной сфере. Ритмы отдельных органов человека всегда соразмерны. Между ритмом движения и ритмом внутренних органов существует определенная связь. Ритмические движения представляют собой единую функциональную систему, двигательный стереотип. Используя музыку как ритмический раздражитель, можно достигнуть повышения ритмических процессов организма в более строгой компактности и экономичности энергетических затрат.
- 1.Определение психологической коррекции. Взаимосвязь психодиагностики и психокоррекции
- 2.История развития психолого-педагогической коррекции как вида психологической практики
- 3.Основные принципы психологической коррекции и виды психокоррекционных мероприятий.
- 4.Соотношение понятий «коррекция» и «психотерапия».
- 5. Требования, предъявляемые к специалисту, осуществляющему психокоррекционные мероприятия
- 6.Особенности использования психологической информации для организации психологической коррекции
- 7. Виды коррекционных программ
- 8.Принципы составления психокоррекционных программ
- 9.Требования к составлению психокоррекционной программы, основные виды программ
- 10. Факторы, определяющие эффективность психокоррекции.
- 11. Оценка эффективности психокоррекционных мероприятий
- 12.Определение психопрофилактики, основные задачи
- 13. Содержание психопрофилактической работы
- 14. Поведенческое направление в психокоррекционной работе. Техники поведенческого направления
- 15. Особенности когнитивной психокоррекции
- 16. Рационально – эмотивная терапия э. Эллиса. Этапы работы и психотехники в рэт.
- 17. Когнитивный подход а. Бека. Этапы когнитивной коррекционной работы. Основные техники
- 18. Трансактный анализ э. Берна. Основные техники трансактного анализа.
- 19. Гештальттерапия ф. Перлза. Основные техники в гештальттерапии.
- 20.Позитивная психотерапия н.Пезешкиана. Основные техники.
- 21. Психосинтез р.Ассаджиоли. Основные техники.
- 22.Символдрама. Терапевтические факторы и процедура коррекции.
- 23. Эриксоновская психотерапия и эриксоновский гипноз.
- 24. Краткосрочная стратегическая психотерапия (ксп). Основные техники.
- 25.Краткосрочная позитивная психотерапия (кпп). Основные техники.
- 26. Краткосрочная мультимодальная психотерапия. Основные техники.
- 27.Общая характеристика игротерапии. Основные виды и формы игротерапии.
- 28.Основные психологические механизмы игры. Направления в игровой терапии.
- 29. Индивидуальная и групповая игротерапия. Игротерапия с различным материалом.
- 30.Общая характеристика метода арттерапии, история возникновения. Цели арттерапии.
- 31.Арттерапия в иерархии направлений на основе искусства и творческой деятельности. Основные виды и направления арттерапии.
- 32.Позитивные феномены арттерапии. Основные этапы.
- 33.Типы заданий, используемых в арттерапии. Требования к арттерапевтическому кабинету.
- 34.Куклотерапия как частный метод арттерапии.
- 35.История возникновения музыкотерапии. Американская и шведская школы.
- 36.Танцевальная терапия. Решаемые задачи в ходе коррекции.
- 37.Телесно-ориентированное направление. Основные группы методов психокоррекции.
- 38.Понимание сущности и целей психокоррекции в семейной психокоррекции.
- 39.Методика библиотерапии и библиотерапевтическая рецептура.
- 40.Общая характеристика сказкотерапии. Этапы развития сказкотерапии.
- 41.Типология сказок. Структура сказкотерапевтического занятия.
- 42.Основные приемы работы со сказкой. Схема размышления над сказками и их обсуждение.
- 43.Анализ содержания волшебных сказок.
- 44.Общая характеристика психогимнастического метода. Три части психогимнастического занятия.
- 45. Общая характеристика психодрамы. Формы и виды психодрамы.
- 46. Психодрама, центрированная на протагонисте. Психодрама, направленная на группу.
- 47. Психодрама, центрированная на теме. Психодрама, центрированная на группе.
- 48. Основные фазы психодрамы. Техники психодрамы.
- 49. Показания к индивидуальнойпсихокоррекции. Основные методы индивидуального психокоррекционного воздействия.
- 50. Специфика групповой формы психокорекции. Особенности комплектования группы.
- 51.Элементы групповой динамики.
- 52. Структура группы и проблема лидерства, групповые роли.
- 53. Фазы развития группы.
- 54. Руководство психокоррекционной группой. Этические требования к руководителю коррекционной группы.
- 55.Тренинговые группы и социально – психологический тренинг. Работа тренинговых групп.
- 56. Группы развития коммуникативных навыков и умений. Возможные виды коммуникативных тренингов.
- 57. Группы встреч. Основные этапы работы групп встреч.
- 58. Психологическая помощь детям дошкольного возраста
- 59. Психокоррекционная работа с подростками
- 60. Групповая психокоррекционная работа со взрослыми