20.Позитивная психотерапия н.Пезешкиана. Основные техники.
Сам метод позитивной психотерапии был основан в 1968 году немцем иранского происхождения, профессором НоссратомПезешкианом. Метод позитивной психотерапии относится к транскультурным, психодинамическим психотерапевтическим методам с гуманистической точкой зрения на человека. Этот конфликт-центрированный и ориентированный на способности метод удостоен Главной медицинской премии Германии «Ричард-Мартин-Прайс» в области гарантии качества в 1997 году.
Метод позитивной психотерапии основывается на 3-х принципах, каждому из которых соответствует определённая методическая составляющая: 1. Принципу надежды соответствует позитивный подход в видении способностей и возможностей человека.2. Принципу баланса соответствует содержательный дифференциальный анализ психодинамики личности, результатом которого есть гармонизация первичных и вторичных актуальных способностей человека.3. Принципу самопомощи соответствует 5-шаговая метамодель, используемая как стратегия гармонизации, адаптации и развития личности — вначале, в самом процессе психотерапии, и потом, в дальнейшем процессе самопомощи человека себе и своему окружению: своему партнёру, своей семье, своей организации, своей общине и т. д.
В работе используются: притчи, истории, афоризмы, анекдоты.
В процессе консультирования выявляются и прорабатываются основные проблемы и внутренние конфликты клиента. Под воздействием внешних событий, например, смена места работы, смерть близких и других травмирующих факторов, формируется Актуальный конфликт. Базовый конфликт формируется в детстве клиента при взаимоотношении со своей семьей. Н. Пезешкиан считал, что за жалобами пациентов скрываются конфликты, возникновение которых связано с постоянно повторяющимися нормами поведения, которые он назвал актуальными способностями. Н.Пезешкиан сформировал список из 24 актуальных способностей: любовь, сексуальность, уверенность, сомнение, терпение, надежда, аккуратность, чистоплотность, пунктуальность и т.д.
Для преодоления межличностных конфликтов он предложил пятиступенчатую терапию: 1. Наблюдение/ дистанцирование; 2. Инвентаризация; 3. Ситуативная поддержка; 4. Вербализация; 5. Расширение системы целей.
На первой ступени (наблюдение/ дистанцирование) рассматриваются все факторы стрессов и конфликтов, которые проблематичны для клиента на данный момент времени. В случае необходимости для более полного понимания ситуации рассматриваются все значимые события, которые были у человека за последние пять-десять лет. Идет описание и проработка этих событий. На второй ступени (инвентаризация) речь идет о способе преодоления стресса и конфликта, которые клиент не может решить за последнее время. Чаще всего это проблемные детско-родительские отношения, партнерские отношения, взаимоотношения между начальником и подчиненным, отношения между коллегами по работе и т.д. На этом этапе с клиентом обсуждаются 4 формы переработки конфликтов. Выясняются формы реагирования на конфликтную ситуацию: как это отражается на телесном уровне, в сфере профессиональной деятельности, каким образом осуществляются межличностные отношения, какие планы строит клиент на будущее. Основной целью терапии становится выявление причины возникновения конфликтов и способы решения проблемы.На третьей ступени (ситуативная поддержка).выясняется, каким образом клиент и его семья справлялась раньше с возникающими проблемами. Что способствовало разрешению конфликта. Какие внутренние или внешние ресурсы были использованы. На четвертой ступени (вербализация) конкретизируются те конфликты, которые оставались невысказанными или неосознанными клиентом. Терапевт анализирует основной конфликт и совместно с клиентом вырабатывает новую стратегию поведения. На пятой ступени (расширение системы целей) определяются новые цели, жизненные планы на ближайшее будущее. Здесь вырабатываются новые способы поведения для улучшения своей жизни. Терапевт помогает клиенту расписать конкретные шаги для достижения цели. Это могут быть планы на день, месяц, год, 5 лет, 10 лет. Но это не значит, что эти планы нельзя будет в дальнейшем корректировать. Клиенту дается принцип формирования жизненных целей. Расширяется видение новых горизонтов, формируются новые варианты решения проблем клиента.Все пять ступеней находятся в постоянном взаимодействии.
- 1.Определение психологической коррекции. Взаимосвязь психодиагностики и психокоррекции
- 2.История развития психолого-педагогической коррекции как вида психологической практики
- 3.Основные принципы психологической коррекции и виды психокоррекционных мероприятий.
- 4.Соотношение понятий «коррекция» и «психотерапия».
- 5. Требования, предъявляемые к специалисту, осуществляющему психокоррекционные мероприятия
- 6.Особенности использования психологической информации для организации психологической коррекции
- 7. Виды коррекционных программ
- 8.Принципы составления психокоррекционных программ
- 9.Требования к составлению психокоррекционной программы, основные виды программ
- 10. Факторы, определяющие эффективность психокоррекции.
- 11. Оценка эффективности психокоррекционных мероприятий
- 12.Определение психопрофилактики, основные задачи
- 13. Содержание психопрофилактической работы
- 14. Поведенческое направление в психокоррекционной работе. Техники поведенческого направления
- 15. Особенности когнитивной психокоррекции
- 16. Рационально – эмотивная терапия э. Эллиса. Этапы работы и психотехники в рэт.
- 17. Когнитивный подход а. Бека. Этапы когнитивной коррекционной работы. Основные техники
- 18. Трансактный анализ э. Берна. Основные техники трансактного анализа.
- 19. Гештальттерапия ф. Перлза. Основные техники в гештальттерапии.
- 20.Позитивная психотерапия н.Пезешкиана. Основные техники.
- 21. Психосинтез р.Ассаджиоли. Основные техники.
- 22.Символдрама. Терапевтические факторы и процедура коррекции.
- 23. Эриксоновская психотерапия и эриксоновский гипноз.
- 24. Краткосрочная стратегическая психотерапия (ксп). Основные техники.
- 25.Краткосрочная позитивная психотерапия (кпп). Основные техники.
- 26. Краткосрочная мультимодальная психотерапия. Основные техники.
- 27.Общая характеристика игротерапии. Основные виды и формы игротерапии.
- 28.Основные психологические механизмы игры. Направления в игровой терапии.
- 29. Индивидуальная и групповая игротерапия. Игротерапия с различным материалом.
- 30.Общая характеристика метода арттерапии, история возникновения. Цели арттерапии.
- 31.Арттерапия в иерархии направлений на основе искусства и творческой деятельности. Основные виды и направления арттерапии.
- 32.Позитивные феномены арттерапии. Основные этапы.
- 33.Типы заданий, используемых в арттерапии. Требования к арттерапевтическому кабинету.
- 34.Куклотерапия как частный метод арттерапии.
- 35.История возникновения музыкотерапии. Американская и шведская школы.
- 36.Танцевальная терапия. Решаемые задачи в ходе коррекции.
- 37.Телесно-ориентированное направление. Основные группы методов психокоррекции.
- 38.Понимание сущности и целей психокоррекции в семейной психокоррекции.
- 39.Методика библиотерапии и библиотерапевтическая рецептура.
- 40.Общая характеристика сказкотерапии. Этапы развития сказкотерапии.
- 41.Типология сказок. Структура сказкотерапевтического занятия.
- 42.Основные приемы работы со сказкой. Схема размышления над сказками и их обсуждение.
- 43.Анализ содержания волшебных сказок.
- 44.Общая характеристика психогимнастического метода. Три части психогимнастического занятия.
- 45. Общая характеристика психодрамы. Формы и виды психодрамы.
- 46. Психодрама, центрированная на протагонисте. Психодрама, направленная на группу.
- 47. Психодрама, центрированная на теме. Психодрама, центрированная на группе.
- 48. Основные фазы психодрамы. Техники психодрамы.
- 49. Показания к индивидуальнойпсихокоррекции. Основные методы индивидуального психокоррекционного воздействия.
- 50. Специфика групповой формы психокорекции. Особенности комплектования группы.
- 51.Элементы групповой динамики.
- 52. Структура группы и проблема лидерства, групповые роли.
- 53. Фазы развития группы.
- 54. Руководство психокоррекционной группой. Этические требования к руководителю коррекционной группы.
- 55.Тренинговые группы и социально – психологический тренинг. Работа тренинговых групп.
- 56. Группы развития коммуникативных навыков и умений. Возможные виды коммуникативных тренингов.
- 57. Группы встреч. Основные этапы работы групп встреч.
- 58. Психологическая помощь детям дошкольного возраста
- 59. Психокоррекционная работа с подростками
- 60. Групповая психокоррекционная работа со взрослыми