39.Методика библиотерапии и библиотерапевтическая рецептура.
Библиотерапия - специальное коррекционное воздействие на клиента с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния.
Коррекционное чтение от чтения вообще отличается своей направленностью на те или иные психические процессы, состояния, свойства личности: измененные - для их нормализации; нормальные - для их уравновешивания.
Коррекционное воздействие чтения проявляется в том, что те или иные образы и связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений, заменяют тревожные мысли и чувства или направляют их по новому руслу, к новым целям. Таким образом, можно ослаблять или усиливать воздействие на чувства клиента для восстановления его душевного равновесия
Методику библиотерапии можно разделить на несколько этапов: 1. Самоподготовка психокорректора. Она включает в себя составление собственной библиотерапевтической рецептуры, т.е. списков литературы и специального ознакомления с книгами с коррекционной точки зрения. Для начала берется несколько жанров по 2-3 названия. Со временем рекомендуется расширение рецептуры по жанрам и количеству книг. Необходимо составить для себя краткие аннотации с выписками как на отдельные разделы, главы, так и на отдельные книги, в которых фиксируются наиболее важные, яркие темы, мысли, проблемы глав, произведений, личностные особенности авторов. 2. Ориентировка в возможностях библиотерапии и ее жанров. Во время очередной беседы с клиентом ему задается ряд вопросов. Например, «Назовите пять ваших любимых книг»; «Какие книги произвели на вас в жизни наибольшее впечатление? Почему?»; «Какие оказали на вас наибольшее влияние?»; «Какие авторы, по вашему мнению, наиболее на вас похожи?»; «Персонажи каких книг наиболее похожи на вас?». 3.Составление списка. Далее идет составление списка литературы, большого и малого. Даже если библиотерапия используется как вспомогательный метод, наличие таких списков позволяет корректировать другие методы воздействия. 4.Выработка системы чтения. Определяются жанры, приоритетные направления и количество книг. Рекомендуя клиенту книги в библиотерапевтических целях, А. М. Миллер указывает на необходимость учета трех следующих принципов:степени доступности изложения (степень сложности предлагаемой книги); герой книги должен быть клиенту «по плечу»; максимальное сходство ситуации книги с ситуацией, в которой находится клиент.
Учет последнего принципа особенно важен при психологическом конфликте личностного или межличностного характера.
В ходе библиотерапии клиент ведет читательский дневник. Анализ дневниковых записей нередко раскрывает процесс субъективной интерпретации художественных произведений, основанных на восприятии как активной пристрастной деятельности и может быть использован в диагностических целях для объективной оценки процесса и эффективности коррекции.
В случае использования библиотерапии как основного метода предполагается система чтения с определенной последовательностью, тематикой, отработкой прочитанного. Больше внимания обращается на биографическую, мировоззренческую, специальную литературу.
- 1.Определение психологической коррекции. Взаимосвязь психодиагностики и психокоррекции
- 2.История развития психолого-педагогической коррекции как вида психологической практики
- 3.Основные принципы психологической коррекции и виды психокоррекционных мероприятий.
- 4.Соотношение понятий «коррекция» и «психотерапия».
- 5. Требования, предъявляемые к специалисту, осуществляющему психокоррекционные мероприятия
- 6.Особенности использования психологической информации для организации психологической коррекции
- 7. Виды коррекционных программ
- 8.Принципы составления психокоррекционных программ
- 9.Требования к составлению психокоррекционной программы, основные виды программ
- 10. Факторы, определяющие эффективность психокоррекции.
- 11. Оценка эффективности психокоррекционных мероприятий
- 12.Определение психопрофилактики, основные задачи
- 13. Содержание психопрофилактической работы
- 14. Поведенческое направление в психокоррекционной работе. Техники поведенческого направления
- 15. Особенности когнитивной психокоррекции
- 16. Рационально – эмотивная терапия э. Эллиса. Этапы работы и психотехники в рэт.
- 17. Когнитивный подход а. Бека. Этапы когнитивной коррекционной работы. Основные техники
- 18. Трансактный анализ э. Берна. Основные техники трансактного анализа.
- 19. Гештальттерапия ф. Перлза. Основные техники в гештальттерапии.
- 20.Позитивная психотерапия н.Пезешкиана. Основные техники.
- 21. Психосинтез р.Ассаджиоли. Основные техники.
- 22.Символдрама. Терапевтические факторы и процедура коррекции.
- 23. Эриксоновская психотерапия и эриксоновский гипноз.
- 24. Краткосрочная стратегическая психотерапия (ксп). Основные техники.
- 25.Краткосрочная позитивная психотерапия (кпп). Основные техники.
- 26. Краткосрочная мультимодальная психотерапия. Основные техники.
- 27.Общая характеристика игротерапии. Основные виды и формы игротерапии.
- 28.Основные психологические механизмы игры. Направления в игровой терапии.
- 29. Индивидуальная и групповая игротерапия. Игротерапия с различным материалом.
- 30.Общая характеристика метода арттерапии, история возникновения. Цели арттерапии.
- 31.Арттерапия в иерархии направлений на основе искусства и творческой деятельности. Основные виды и направления арттерапии.
- 32.Позитивные феномены арттерапии. Основные этапы.
- 33.Типы заданий, используемых в арттерапии. Требования к арттерапевтическому кабинету.
- 34.Куклотерапия как частный метод арттерапии.
- 35.История возникновения музыкотерапии. Американская и шведская школы.
- 36.Танцевальная терапия. Решаемые задачи в ходе коррекции.
- 37.Телесно-ориентированное направление. Основные группы методов психокоррекции.
- 38.Понимание сущности и целей психокоррекции в семейной психокоррекции.
- 39.Методика библиотерапии и библиотерапевтическая рецептура.
- 40.Общая характеристика сказкотерапии. Этапы развития сказкотерапии.
- 41.Типология сказок. Структура сказкотерапевтического занятия.
- 42.Основные приемы работы со сказкой. Схема размышления над сказками и их обсуждение.
- 43.Анализ содержания волшебных сказок.
- 44.Общая характеристика психогимнастического метода. Три части психогимнастического занятия.
- 45. Общая характеристика психодрамы. Формы и виды психодрамы.
- 46. Психодрама, центрированная на протагонисте. Психодрама, направленная на группу.
- 47. Психодрама, центрированная на теме. Психодрама, центрированная на группе.
- 48. Основные фазы психодрамы. Техники психодрамы.
- 49. Показания к индивидуальнойпсихокоррекции. Основные методы индивидуального психокоррекционного воздействия.
- 50. Специфика групповой формы психокорекции. Особенности комплектования группы.
- 51.Элементы групповой динамики.
- 52. Структура группы и проблема лидерства, групповые роли.
- 53. Фазы развития группы.
- 54. Руководство психокоррекционной группой. Этические требования к руководителю коррекционной группы.
- 55.Тренинговые группы и социально – психологический тренинг. Работа тренинговых групп.
- 56. Группы развития коммуникативных навыков и умений. Возможные виды коммуникативных тренингов.
- 57. Группы встреч. Основные этапы работы групп встреч.
- 58. Психологическая помощь детям дошкольного возраста
- 59. Психокоррекционная работа с подростками
- 60. Групповая психокоррекционная работа со взрослыми