logo
папочка / Psikhokorrektsia_otvety_k_ekzamenu

14. Поведенческое направление в психокоррекционной работе. Техники поведенческого направления

Поведенческое направление в психокоррекционной работе берет свое начало от работ Д. Вольпе и А. Лазаруса (середина 50-х - начало 60-х годов), хотя корни его уходят в бихевиоризм Д. Уотсона и Э. Торндайка.

В основе данного направления выделяют три классических психологических направления: 1. Работы Д. Вольпе, А. Лазаруса, основанные на идеях И. П. Павлова и С. Халла. 2. Теория оперантного научения Б. Скиннера. 3. Теория когнитивного научения.

В настоящее время в бихевиоральнойпсихокоррекции сосуществуют три основные тенденции: 1. Классическоеобусловливание, восходящее к экспериментальным традициям И.П. Павлова. 2. Оперантноеобусловливание, связанное с именем Б. Скиннера и его модификациями поведения. 3. Мультимодальное программирование.

Цели коррекции. В соответствии с общей направленностью бихевиориальной концепции основная цель коррекционных воздействий - обеспечение новых условий для научения, т.е. выработка нового адаптивного поведения или преодоление поведения, которое стало дезадаптивным. Цели коррекционных воздействий в поведенческой психокоррекции формулируются либо как обучение новым адаптивным формам поведения, либо как угасание и торможение имеющихся у субъекта дезадаптивных форм поведения. Частные цели могут включать в себя формирование новых социальных умений, овладение психологическими приемами саморегуляции, преодоление вредных привычек, снятие стресса, избавление от эмоциональных травм и т.д.

Техники: 1. Методика «негативного воздействия». В её основе лежит парадоксальное предположение, что от навзчивой негативной привычки можно избавиться, если сознательно многократно повторять её. Согласно Павловскому принципу угасания условный стимул без подкрепления ведет к исчезновению (угасанию) условного рефлекса. 2. Методика «скилл-терапии» (предложена Д. Мейхенбаумом, 1976 г.) направлена на развитие саморегуляции и навыков самоконтроля. Автором была разработана коррекционная программа для изменения поведения импульсивных, гиперактивных, неорганизованных школьников. Программа содержит ряд последовательных этапов: Моделирование. На этом этапе взрослый ставит задачу, и, рассуждая вслух, решает ее. Совместное выполнение задачи. Взрослый ставит задачу и совместно с ребенком проговаривает ход ее решения.Вербализация самостоятельного выполнения задачи. Ребенок самостоятельно формулирует задачи, и, проговаривая вслух решение, самостоятельно поощряет себя («Я могу это сделать»; «Я справлюсь»...) и оценивает достигнутый результат. «Скрытое» выполнение задачи. Ребенок решает поставленную задачу, проговаривая решение «про себя» (решает задачу во внутреннем плане).3. Методики формирования поведения. «Шейпинг». Методика применяется для поэтапного моделирования сложного поведения, которое не было ранее свойственно человеку. Составляется цепочка последовательных шагов, овладение которыми приводит к конечной цели - усвоению новой программы поведения. В этой цепочке наиболее важным является первый элемент, который должен быть четко дифференцирован, а критерии оценки его достижения должны быть предельно ясными. Первый элемент достаточно связан с конечной целью шейпинга, от овладения им зависит успех всей программы, так как именно он направляет все поведение в нужное русло.«Сцепление». Методика аналогична методике «шейпинга» по структуре и обратно направлена по схеме формирования желательного поведения. «Фединг» (затухание) - это постепенное уменьшение величины подкрепляющих стимулов. При достаточно сформированном стереотипе поведения клиент должен реагировать на минимальное подкрепление прежним образом. 4. Методики, основанные на принципах положительного и отрицательного подкрепления. Положительное подкрепление - предъявление стимула, вызывающего у клиента позитивно окрашенную эмоциональную реакцию, усиление определенных поведенческих реакций.

К преимуществам поведенческой коррекции можно отнести непродолжительность, что позволяет контролировать вызываемые ею эффекты. Методы поведенческой терапии широко применяются при различных формах деструктивного поведения: курении, алкоголизме, фобиях, заикании и т.д.