logo
папочка / Psikhokorrektsia_otvety_k_ekzamenu

17. Когнитивный подход а. Бека. Этапы когнитивной коррекционной работы. Основные техники

Когнитивный подход к эмоциональным расстройствам изменяет взгляд человека на самого себя и свои проблемы. Клиента учат возможности увидеть в себе индивида, склонного рождать ошибочные идеи, но и способного отказаться от ошибочных идей или их исправить. Только определив или исправив ошибки мышления, клиент может создать для себя жизнь с более высоким уровнем самоосуществления. Главная идея когнитивной психокоррекции А. Бека состоит в том, что решающим фактором для выживания организма является переработка информации. В результате рождаются программы поведения. Человек выживает, получая информацию из окружающей среды, синтезируя ее и планируя действия на основе этого синтеза, т.е. вырабатывая самостоятельно программу поведения.

Этапы когнитивной коррекционной работы: 1. Сведение проблем - идентификация проблем, имеющих в основе одни и те же причины и их группировка. Это касается как симптоматики (соматической, психологической, патопсихологической), так и собственно эмоциональных проблем. При этом достигается укрепление мишеней коррекционного воздействия. Другим вариантом сведения проблем является идентификация первого звена в цепи, который и запускает всю цепь символов. 2. Осознание и вербализация неадаптивныхкогниций, искажающих восприятие реальности. 3. Отдаление - процесс объективного рассмотрения мыслей, при котором клиент рассматривает свои неадаптивные когниции как обособленные от реальности психологические явления. После того как клиент научился идентифицировать свои неадаптивные когниции, ему необходимо научиться рассматривать их объективно, т.е. отдалиться от них.4. Изменение правил регуляции правил поведения. Для регуляции своей жизни и поведения других людей клиенты используют правила (предписания, формулы). 5. Перемена отношения к правилам саморегуляции. 6. Проверка истинности правил, замена их новыми, более гибкими. Первоначально желательно использовать навыки продуктивного решения проблем клиентом в непроблемной сфере, а уже генерализовать эти навыки в эмоционально-проблемную сферу. Цели коррекции. Основная цель - исправление неадекватных когниций, осознание правил неадекватной обработки информации и замена их правильными.

Техники: 1. «Сократовский диалог». Беседа является главным терапевтическим инструментом в когнитивной психокоррекции. Психолог тщательно составляет вопросы для обеспечения нового научения. Цель постановки этих вопросов сводится к следующему:прояснить или определить проблемы клиента; помочь клиенту идентифицировать мысли, образы, предположения; изучить значения событий для клиента; оценить последствия поддержания неадаптивных мыслей и поведения.2. «Заполнение пустоты». Метод используется, когда уровень испытываемых эмоций носит умеренный характер и когниции, сопровождающие их, нечетки, недостаточно оформлены.3. Декатастрофизация (техника «что... если»). Техника предназначена для исследования действительных фактических событий и последствий, которые в представлении клиента наносят ему психологический ущерб и вызывают чувство тревоги. 4. Когнитивная реатрибуция. Методика представляет собой последовательность действий с целью изменения патологизируюших клиента автоматизированных (навыков) «цепочек мыслей», направлена на проверку правильности убеждений клиента. Психолог и клиент рассматривают альтернативные причины событий. Техника реатрибуции предполагает проверку реальности и исследование всех фактов, которые повлияли на возникновение ситуации.5. Переформулирование. Техника, предназначенная для мобилизации человека, который считает, что проблема не контролируется им. Клиенту предлагается сформулировать проблему по-новому, с тем, чтобы она получила конкретное и специфическое звучание. 6. Децентрализация. Метод освобождения клиента от свойства видеть в себе точку сосредоточения всех событий. 7. Проверка гипотезы. Клиент, находящийся в эмоционально неустойчивом состоянии, имеет свою гипотезу, объясняющую такое его состояние. Психолог просит привести конкретные факты, объясняющие данную гипотезу.8. Планирование деятельности. Эта процедура сводится к тому, что клиента просят составить распорядок дня, наметить план той или иной деятельности и выставить оценки степени удовлетворения от этой деятельности, используя шкалу от 0 до 10 баллов.