logo
папочка / Psikhokorrektsia_otvety_k_ekzamenu

43.Анализ содержания волшебных сказок.

Волшебные сказки описывают глубинный человеческий опыт прохождения эмоциональных кризисов и преодоления страха. Они дают человеку опору в условиях неопределенного эмоционального опыта и подготавливают его к кризисным переживаниям. Каждая из волшебных сказок содержит информацию об определенном типе дезадаптации и способе проживания определенного кризиса.

События сказки вызывают у человека эмоции, герои и их отношения между собой проецируются на обыденную жизнь, ситуация кажется похожей и узнаваемой. Сказка напоминает о важных социальных и моральных нормах жизни в отношениях между людьми, о том, что такое хорошо и что такое плохо. Она дает возможность отреагировать значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения. Во время прослушивания страшных сказок или сказок «со страшными» эпизодами ребенок учится разряжать свои страхи, его эмоциональный мир становится гибким и насыщенным.

Важной чертой сказки является то, что в ходе ее происходит трансформация. Некто маленький и слабый в начале к концу превращается в сильного, значимого и во многом самодостаточного героя. Это можно назвать историей о повзрослении. Но это не вообще повзросление, это вполне конкретная его стадия, на которой уже оформившееся сознание возвращается к своей подсознательной основе, обновляя и углубляя их взаимные связи, расширяясь, обретая доступ к новым архетипическим образам и энергиям. Можно сказать, что ребенка сказка тянет вперед, а взрослого возвращает назад, в детство. Так и тянется она ниточкой, сшивая порванные края.

Сказочные сценарии, повторяя друг друга, воздействуют на ребенка в исключительно раннем возрасте, сопровождая его все то время, когда наиболее активно развиваются язык, логика и эмоциональная целостность. Они не могут не повлиять на его поведение. Они могут играть очень важную роль в образовании общего жизненного сценария. Так же, как родители, сами того не подозревая, наделяют детей своими генами и таким образом программируют построение их тел, они позже "начиняют" тех же детей сказками, передавая таким образом опять-таки, совершенно не намеренно, способы поведения, ценности, убеждения и, в конечном итоге, жизненные сценарии.

Сказка описывает схему, программу, чертеж, сценарий поведения. Мы все знаем, или уж во всяком случае чувствуем, что большинство сказок обладают единой структурой при разнообразии содержания. В сказке легко заменить Ивана-царевича на Золушку или Мальчика-с-пальчика, Жар-птицу на молодильные яблоки или царевну, серого волка на птичье перышко - и структура сказки, ее сюжет и окончание не изменятся. В сказках неизвестных нам народов, где даже не выговоришь имена героев, мы часто можем по началу предсказать основные коллизии и развязку.

Почти в каждой сказке есть определенные проблемы и есть их решения. Эти решения перекликаются друг с другом и могут быть объединены в более общие группы. Многие решения связаны с присутствием другого помощника, покровителя, слабейшего. Изначальный страх могут победить другие эмоции - любовь, страх, вина, обида. Диалектика, расширение, границы составляют узнавание мира как он есть, его объективацию. Все это - изменение отношений, когда внешний мир остается прежним, а меняется только отношение к нему героя, его позиция. Возможны также решения с изменением мира или других людей. Заметим, что в сказках, как и в жизни, присутствует обычно очень ограниченное количество решений, но сказка всегда предполагает хороший конец.