43.Анализ содержания волшебных сказок.
Волшебные сказки описывают глубинный человеческий опыт прохождения эмоциональных кризисов и преодоления страха. Они дают человеку опору в условиях неопределенного эмоционального опыта и подготавливают его к кризисным переживаниям. Каждая из волшебных сказок содержит информацию об определенном типе дезадаптации и способе проживания определенного кризиса.
События сказки вызывают у человека эмоции, герои и их отношения между собой проецируются на обыденную жизнь, ситуация кажется похожей и узнаваемой. Сказка напоминает о важных социальных и моральных нормах жизни в отношениях между людьми, о том, что такое хорошо и что такое плохо. Она дает возможность отреагировать значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения. Во время прослушивания страшных сказок или сказок «со страшными» эпизодами ребенок учится разряжать свои страхи, его эмоциональный мир становится гибким и насыщенным.
Важной чертой сказки является то, что в ходе ее происходит трансформация. Некто маленький и слабый в начале к концу превращается в сильного, значимого и во многом самодостаточного героя. Это можно назвать историей о повзрослении. Но это не вообще повзросление, это вполне конкретная его стадия, на которой уже оформившееся сознание возвращается к своей подсознательной основе, обновляя и углубляя их взаимные связи, расширяясь, обретая доступ к новым архетипическим образам и энергиям. Можно сказать, что ребенка сказка тянет вперед, а взрослого возвращает назад, в детство. Так и тянется она ниточкой, сшивая порванные края.
Сказочные сценарии, повторяя друг друга, воздействуют на ребенка в исключительно раннем возрасте, сопровождая его все то время, когда наиболее активно развиваются язык, логика и эмоциональная целостность. Они не могут не повлиять на его поведение. Они могут играть очень важную роль в образовании общего жизненного сценария. Так же, как родители, сами того не подозревая, наделяют детей своими генами и таким образом программируют построение их тел, они позже "начиняют" тех же детей сказками, передавая таким образом опять-таки, совершенно не намеренно, способы поведения, ценности, убеждения и, в конечном итоге, жизненные сценарии.
Сказка описывает схему, программу, чертеж, сценарий поведения. Мы все знаем, или уж во всяком случае чувствуем, что большинство сказок обладают единой структурой при разнообразии содержания. В сказке легко заменить Ивана-царевича на Золушку или Мальчика-с-пальчика, Жар-птицу на молодильные яблоки или царевну, серого волка на птичье перышко - и структура сказки, ее сюжет и окончание не изменятся. В сказках неизвестных нам народов, где даже не выговоришь имена героев, мы часто можем по началу предсказать основные коллизии и развязку.
Почти в каждой сказке есть определенные проблемы и есть их решения. Эти решения перекликаются друг с другом и могут быть объединены в более общие группы. Многие решения связаны с присутствием другого помощника, покровителя, слабейшего. Изначальный страх могут победить другие эмоции - любовь, страх, вина, обида. Диалектика, расширение, границы составляют узнавание мира как он есть, его объективацию. Все это - изменение отношений, когда внешний мир остается прежним, а меняется только отношение к нему героя, его позиция. Возможны также решения с изменением мира или других людей. Заметим, что в сказках, как и в жизни, присутствует обычно очень ограниченное количество решений, но сказка всегда предполагает хороший конец.
- 1.Определение психологической коррекции. Взаимосвязь психодиагностики и психокоррекции
- 2.История развития психолого-педагогической коррекции как вида психологической практики
- 3.Основные принципы психологической коррекции и виды психокоррекционных мероприятий.
- 4.Соотношение понятий «коррекция» и «психотерапия».
- 5. Требования, предъявляемые к специалисту, осуществляющему психокоррекционные мероприятия
- 6.Особенности использования психологической информации для организации психологической коррекции
- 7. Виды коррекционных программ
- 8.Принципы составления психокоррекционных программ
- 9.Требования к составлению психокоррекционной программы, основные виды программ
- 10. Факторы, определяющие эффективность психокоррекции.
- 11. Оценка эффективности психокоррекционных мероприятий
- 12.Определение психопрофилактики, основные задачи
- 13. Содержание психопрофилактической работы
- 14. Поведенческое направление в психокоррекционной работе. Техники поведенческого направления
- 15. Особенности когнитивной психокоррекции
- 16. Рационально – эмотивная терапия э. Эллиса. Этапы работы и психотехники в рэт.
- 17. Когнитивный подход а. Бека. Этапы когнитивной коррекционной работы. Основные техники
- 18. Трансактный анализ э. Берна. Основные техники трансактного анализа.
- 19. Гештальттерапия ф. Перлза. Основные техники в гештальттерапии.
- 20.Позитивная психотерапия н.Пезешкиана. Основные техники.
- 21. Психосинтез р.Ассаджиоли. Основные техники.
- 22.Символдрама. Терапевтические факторы и процедура коррекции.
- 23. Эриксоновская психотерапия и эриксоновский гипноз.
- 24. Краткосрочная стратегическая психотерапия (ксп). Основные техники.
- 25.Краткосрочная позитивная психотерапия (кпп). Основные техники.
- 26. Краткосрочная мультимодальная психотерапия. Основные техники.
- 27.Общая характеристика игротерапии. Основные виды и формы игротерапии.
- 28.Основные психологические механизмы игры. Направления в игровой терапии.
- 29. Индивидуальная и групповая игротерапия. Игротерапия с различным материалом.
- 30.Общая характеристика метода арттерапии, история возникновения. Цели арттерапии.
- 31.Арттерапия в иерархии направлений на основе искусства и творческой деятельности. Основные виды и направления арттерапии.
- 32.Позитивные феномены арттерапии. Основные этапы.
- 33.Типы заданий, используемых в арттерапии. Требования к арттерапевтическому кабинету.
- 34.Куклотерапия как частный метод арттерапии.
- 35.История возникновения музыкотерапии. Американская и шведская школы.
- 36.Танцевальная терапия. Решаемые задачи в ходе коррекции.
- 37.Телесно-ориентированное направление. Основные группы методов психокоррекции.
- 38.Понимание сущности и целей психокоррекции в семейной психокоррекции.
- 39.Методика библиотерапии и библиотерапевтическая рецептура.
- 40.Общая характеристика сказкотерапии. Этапы развития сказкотерапии.
- 41.Типология сказок. Структура сказкотерапевтического занятия.
- 42.Основные приемы работы со сказкой. Схема размышления над сказками и их обсуждение.
- 43.Анализ содержания волшебных сказок.
- 44.Общая характеристика психогимнастического метода. Три части психогимнастического занятия.
- 45. Общая характеристика психодрамы. Формы и виды психодрамы.
- 46. Психодрама, центрированная на протагонисте. Психодрама, направленная на группу.
- 47. Психодрама, центрированная на теме. Психодрама, центрированная на группе.
- 48. Основные фазы психодрамы. Техники психодрамы.
- 49. Показания к индивидуальнойпсихокоррекции. Основные методы индивидуального психокоррекционного воздействия.
- 50. Специфика групповой формы психокорекции. Особенности комплектования группы.
- 51.Элементы групповой динамики.
- 52. Структура группы и проблема лидерства, групповые роли.
- 53. Фазы развития группы.
- 54. Руководство психокоррекционной группой. Этические требования к руководителю коррекционной группы.
- 55.Тренинговые группы и социально – психологический тренинг. Работа тренинговых групп.
- 56. Группы развития коммуникативных навыков и умений. Возможные виды коммуникативных тренингов.
- 57. Группы встреч. Основные этапы работы групп встреч.
- 58. Психологическая помощь детям дошкольного возраста
- 59. Психокоррекционная работа с подростками
- 60. Групповая психокоррекционная работа со взрослыми