logo search
Шпоры со ПЛИИ

10. Классическое учение о темпераменте

Под темпераментом понимают природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике тонуса и уравновешенности реакций на жизненные воздействия.

Поведение человека зависит не только от социальных условий, но и от особенностей природной организации индивида, а потому обнаруживается довольно рано и четко у детей в игре, занятиях и общении.

Темперамент окрашивает все психические проявления индивида, он сказывается на характере протекания эмоций и мышления, волевого действия, влияет на темп и ритм речи.

Учение о темпераменте возникло еще в древности. Врачи Гиппократ, а затем Гален, наблюдая индивидуальные особенности поведения людей, сделали попытку описать и объяснить эти особенности. Родоначальником учения о темпераменте принято считать древнегреческого врача Гиппократа (V в. до н. э.) Гиппократ считал, что в теле человека имеются четыре жидкости: кровь, слизь, желчь желтая и черная. Названия темпераментов, данных по названию жидкостей, сохранились до наших дней.

Так, холерический темперамент происходит от слова chole "желчь", сангвинистический - от sanguis "кровь", флегматический от - phlegma "слизь", меланхолический - от melan chole "черная желчь".

Гиппократ считал, что темперамент зависит от образа жизни человека и климатических условий. Так, при сидячем образе жизни скапливается флегма, а при подвижном - желчь, отсюда соответственно и проявления темпераментов. Гиппократ достаточно точно описал типы, но не смог научно объяснить их. В последние годы, кроме гуморальных, выдвигались химические, физические, анатомические, неврологические и чисто психологические теории. Однако ни одна из них не дает правильного и полного описания темперамента.

Значительный вклад в научное обоснование темперамента внес И. П. Павлов, открывший свойства нервной деятельности. В отличие от предшественников он взял для исследования не внешнее строение тела - (немецкий психолог Э. Кречмер и строение сосудов - П. Ф. Лесгафт, а организм как целое, и выделил в нем мозг как такой компонент, который, во-первых, регулирует деятельность всех органов и тканей; во-вторых, объединяет и согласовывает деятельность многообразных частей в системе; в-третьих, испытывает на себе воздействие всех органов и под влиянием посылаемых ими импульсов функционально перестраивает поддержание жизни в органах и тканях; в-четвертых, является в прямом смысле этого слова органом связи организма с внешним миром.