logo search
Основы менеджмента

Развитие науки управления.

Характеристика основных достижений управленческой мысли.

Таблица 4. Основные достижения управленческой мысли и достижения.

Управленческая революция

Основные характеристики

Религиозно-коммерческая (5 тыс. до н.э.)

- Зарождение письменности в древнем Шумере

- Революционное движение привело к образованию слоя жрецы-бизнесмены (ведение деловой переписки и коммерческие расчеты)

Светско-административная

Деятельность вавилонского царя Хамурапи (1782 - 1750 до н.э.)

- Издание свода законов управления государством для регулирования общественных отношений

- Введение светского стиля управления

- Усиление контроля и ответственности за выполнения работ

Производственно-строительная

Правление Навуходоносора 2 (605 - 562 до н.э.)

- Направлена на соединение государственных методов управления с контролем в сфере производства и строительства

Промышленная (17 – 18 века)

- Зарождение капитализма, начало индустриального прогресса европейской цивилизации

Результат: отделение менеджмента от собственности и зарождение профессионального управленчества

Бюракратическая

(конец 19 – начало 20 века)

- Концепция рациональной бюрократии

Основные результаты: формирование крупных иерархических структур, разделение управленческого труда, введение норм и стандартов, установление должностных обязанностей и ответственности менеджеров.

Школа научного управления.

  1. Школа научного менеджмента. Основатель Фредерик Тейлор (1856 – 1915).

Принципы управления трудом:

  1. Научный подход к выполнению каждого элемента работы;

  2. Кооперации с рабочими;

  3. Разделение ответственности за результаты труда между руководителями и подчиненными;

  4. Подбор, обучение и тренировка рабочих.

Принципы оплаты труда:

  1. Установление расценок должно быть основано на точном знании;

  2. Расценки должны быть единообразными;

  3. Заработная плата платится человеку, а не месту;

  4. Заработная плата основана на точном знании создает лучших рабочих и побуждает интерес рабочих к сотрудничеству.

Представители: Генри Гант (1861-1919), супруги Френк Гилбрет (1868-1924) и Лилия Гилбрет (1878-1972) (самостоятельно).

Направления деятельности школы научного менеджмента: анализ элементов трудовых процессов; разработка принципов подбора работников; разработка систем обеспечения ресурсами в процессе труда; разработка системы стимулирования.

  1. Административная (классическая) школа.

Представители: Анри Файоль (1841 - 1925), Макс Вебер (1864 - 1920), Гарингтон Эмерсон (1853 - 1931), Генри Форд (1863 - 1947), А. А. Богданов (1873 - 1928), Гестев (1882 - 1941).

Основные направления деятельности:

  1. Развитие принципов управления;

  2. Описание функций менеджмента;

  3. Систематизация управления организацией;

Принципы администрирования по А. Файолю:

  1. Власть и ответственность.

  2. Разделение труда.

  3. Единство распоряжений.

  4. Дисциплина.

  5. Единство действий.

  6. Подчинение индивидуальных интересов общим.

  7. Вознаграждение.

  8. Централизация.

  9. Скалярная цепь (иерархия власти).

  10. Порядок.

  11. Справедливость.

  12. Стабильность персонала.

  13. Инициатива.

  14. Корпоративный дух.

Вебер разработал и предложил на практике модель идеальной (рациональной) бюрократии (самостоятельно).

Эмерсон ввел понятие эффективности. Принципы производительности:

  1. Отчетливо поставленные цели.

  2. Здравый смысл.

  3. Компетентная консультация.

  4. Дисциплина.

  5. Справедливое отношение к персоналу.

  6. Надежный, полный и постоянный учет.

  7. Диспетчерование – служба отслеживания.

  8. Нормы и расписания.

  9. Нормализация условий.

  10. Нормирование операций.

  11. Писанные стандартные инструкции.

  12. Вознаграждение за производительность.

Форд сформулировал принципы организации (основные):

  1. Вертикальное управление комплексом предприятий, ориентированных на выпуск единого конечного продукта.

  2. Массовое производство, обеспечивающее меньшую стоимость изделий, лучший спрос и большую прибыль.

  3. Развитая стандартизация.

  4. Разделение труда при конвейерной организации производства.

  5. Совершенствование управлением производства.

А. А. Богданов заложил основы общей теории систем, ввел понятие обратной связи, а также управляемой и управляющей систем.

  1. Школа человеческий отношений.

Основная идея: ориентирована на менеджмент как систему социально-психологических факторов.

Представители: Элтон Мейо (1880 - 1949), А. Маслоу (1908 - 1970), Ф. Гертсберг, П. Керженцев, Д. Карнели.

Основные направления школы:

  1. Применение наук об управлении человеческим поведение.

  2. Разработка систем мотивации труда.

Самостоятельно: Хоторнский эксперимент (12-летний) Мейо, пирамида потребностей Маслоу, 2-х факторная модель Гертсберга.

  1. Математическая школа управления (возникла в середине 20 века).

Опирается на достижения и разработки кибернетики, математики и экономики.

Представители: Виннер, Кантонович, А. И. Берг, Акофф и другие.

Направления:

  1. Развитие математических методов оптимизации.

  2. Разработка математических моделей (для конкретных организаций).

  3. Математическое моделирование процессов функционирования организаций.

Современная система взглядов на менеджмент.

  1. Отказ от управленческого рационализма классических школ менеджмента. На первое место выдвигается проблема гибкости и адаптивности к постоянным изменениям внешней среды.

  2. Использование в управлении теории систем.

  3. Применение к управлению ситуационного подхода.

  4. Признание социальной ответственности менеджмента как перед обществом в целом, так и перед отдельными людьми, работающими в организации.

Вывод:новая управленческая парадигма уделяет внимание таким факторам как лидерство, стиль руководства, квалификация и культура работающих, мотивация поведения, взаимоотношения в коллективе и реакция людей на изменения.