logo search
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИ

1.2. Основные психологические концепции агрессии

К числу наиболее разработанных теорий агрессии относятся: теория влечений, этологический подход, фрустрационная теория, теория социального научения и когнитивная теория.

В этологическом подходе К.Лоренца агрессия признается таким же инстинктом,как и все другие, и в естественных условиях служит сохранению жизни. Агрессия в одинаковой мере присуща как людям, так и животным. Но в результате влияния многих факторов (например, НТР, действие внутривидового отбора в нежелательном направлении и др.) нарушилось естественное течение биологического и психического созревания человека, что привело к замедлению развития тормозных механизмов агрессии (Фурманов, 1996). По мнению Лоренца, агрессивная энергия генерируется в организме постоянно, независимо от внешних факторов, в постоянном темпе, накапливаясь с течением времени. Развертывание агрессивных действий возможно при высоком уровне накопленной агрессивной энергии и наличии определенной силы стимулов, способствующих выражению этой энергии. Чем больше количество накопленной энергии, тем меньшая сила стимула необходима, чтобы агрессия выплеснулась. Если агрессивная энергия достигла наивысшего уровня, агрессия может проявиться спонтанно, при отсутствии стимула. Чем меньше уровень накопленной энергии, тем сильнее должен быть стимул для ее высвобождения (Бэрон Р., Ричардсон Д., 1997).

Э. Фромм (1994) в своей попытке объединить несколько подходов к этой проблеме выделяет два вида агрессии: оборонительную и деструктивную. Оборонительная агрессия имеет биологические корни и принципиально важна для выживания человека, защиты его витальных интересов. Этот вид агрессии свойствен как людям, так и животным. Деструктивная агрессия характерна только для человека, она определяется различными социальными и психическими факторами. Дифференцирующий критерий в данном случае - принцип «необходимо (полезно) - не нужно (вредно)».

Родоначальником теории влечений является немецкий психиатр З.Фрейд. Детерминирующим фактором всех аспектов жизни он считал бессознательные врожденные инстинкты и иррациональные влечения человеческой психики. В своих ранних работах он утверждал, что поведение человека обусловлено существованием инстинкта жизни (эрос), энергия которого направлена на сохранение жизни и воспроизведение потомства. При этом агрессия рассматривалась как реакция на блокирование или разрушение импульсов либидо. З. Фрейд рассматривает агрессию как составную часть «ид» или Я-влечения. Позднее, в работе «По ту сторону принципа удовольствия», Фрейд предполагает существование второго такого же мощного инстинкта - влечения к смерти (танатос), цель которого - восстановить состояние, нарушенное возникновением жизни. Все поведение человека является результатом сложного взаимодействия танатоса и эроса, между которыми существует постоянное напряжение, что является основой для внутреннего конфликта между «ид» и «супер-эго». В результате этого взаимодействия и при помощи других механизмов, таких как смещение, энергия танатоса направляется вовне, от "Я". Внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию, может вызвать разрядку разрушительной энергии и уменьшить опасность поведения на основе этого инстинкта. Подобное явление «очищения» И. Брейер назвал катарсисом (Фрейд З., 1989).

На основании работ З. Фрейда Е. Гаддини (1998) так описывает возможный агрессивный инстинкт: он существует в ЭГО столько же, сколько и нарциссическое либидо, он направлен на определенный объект, связан с чувством неудовольствия и не является частью сексуального инстинкта, а, наоборот, может ему противостоять, кроме того, агрессия является ответом на фрустрацию любого вида. Концепция инстинкта смерти подчеркивает мысль о внутреннем управлении агрессивной энергией.

Положение об инстинкте смерти является одним из наиболее спорных в психоанализе. Однако утверждение, что агрессия является врожденным, инстинктивным началом, в целом, находило поддержку у исследователей.

В теории А. Адлера, одного из последователей З. Фрейда, агрессия и агрессивность признаются неотъемлемыми качествами сознания, организующими его деятельность. Агрессия понимается как напряжение противостоящих начал (таких как смерть - жизнь, субъект - объект, тезис - антитезис и др.). Универсальным свойством всякой живой материи является соревновательность, борьба за первенство, стремление к превосходству. Агрессивный инстинкт включает в себя женский нарциссический компонент, требующий признания и поклонения. Всякое контрпринуждение, ответная агрессия является естественной сознательной или бессознательной реакцией человека, вытекающей из стремления каждого индивида ощущать себя субъектом, а не объектом. В подходе А. Адлера можно найти элементы теории фрустрации (т.к. чувство неполноценности принимается как фрустрирующий компонент), теории социального научения (т.к. неразвитое чувство общности возникает вследствие влияния окружения ребенка) и когнитивной теории мотивации (Хьелл Л., Зиглер Д. , 2005).

Г. Салливен, американский психолог и психиатр, соединил в своей концепции два направления: психоанализ и бихевиоризм; он полагал, что личность человека является не врожденным качеством, «…личность – это модель повторяющихся межличностных, интерперсональных отношений». Процесс развития личности связан со стремлением человека к разрядке напряжения, создаваемого его потребностями. Потребность также формирует способы преодоления напряженности. Потребность в избегании тревоги является ведущей для личности и определяет формирование «Я-системы», которая лежит в основе личности. Салливен оспаривал мнение психоанализа о врожденности агрессивного инстинкта, он полагал, исходя из идеи о приоритетном влиянии общения на развитие личности, что агрессия и беспокойство развиваются в первые дни жизни ребенка. Фрустрация важных для ребенка потребностей приводит к развитию агрессии, а то, какая структура «Я-системы» более развита, обуславливает направленность агрессии. Например, при доминировании плохого Я, вина возлагается на себя, а при хорошем Я – на других (Хьелл Л., Зиглер Д. , 2005).

К. Хорни, которая является последователем психоаналитической теории, в своих работах доказывала, что развитие личности человека не обуславливается исключительно врожденными инстинктами, а зависит также от влияния общества. Доминирующими в структуре личности она считает не инстинкты либидо и агрессии, а бессознательное чувство тревоги («чувство коренной тревоги»). Это чувство связано с «имеющимся у ребенка ощущением одиночества и беспомощности в потенциально враждебном ему мире». Один из источников чувства психологической тревоги связан с «Образом Я» («Я» идеальное, «Я» реальное, «Я» в глазах других людей). Несовпадение Я реального и Я идеального либо Я в глазах других людей приводит к возникновению тревоги и включению механизмов защиты как средства избавления от тревоги. Хорни выделяет 3 основных вида защиты, один из которых - стремление против людей (агрессивный тип). Этот вид защиты заключается в том, чтобы преодолеть тревогу, навязывая окружающим свой образ Я силой. Если эта попытка неуспешна, у человека развиваются такие невротические потребности, как потребность в эксплуатации других, стремление к личным достижениям, к власти, к доминированию ((Хьелл Л., Зиглер Д. , 2005)).

При всей спорности концепции танатоса, теория влечений стала началом нескольких теорий агрессии. Многие психологи пытались соединить, синтезировать теорию психоанализа и, например, бихевиоризм. Причем исследователи в своих размышлениях постепенно отходили от тезиса врожденности агрессивности, большее внимание уделяя социальному влиянию на становление агрессивного поведения.

В концепции фрустрации агрессия рассматривается как ситуативный процесс, причиной агрессии является «неинстинктивная мотивационная сила, являющаяся результатом лишения организма каких-либо существенных вещей или условий и возрастающая по мере усиления такого рода депривации» (Бэрон Р., Ричардсон Д., 1997). Основоположником этой теории считается Дж. Доллард. Суть этой концепции может быть сведена к двум главным положениям:

1. Фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме.

2. Агрессия всегда является результатом фрустрации.

При этом не предполагается, что фрустрация, возникающая, когда появляется помеха осуществлению какой-либо целенаправленной деятельности, вызывает агрессию напрямую, она провоцирует агрессию.

Однако результаты исследований А. Басса, С. Коэна и др. опровергли неизбежность агрессии как реакции на фрустрацию. Фрустрированные индивидуумы не всегда прибегают к вербальной или физической агрессии, а скорее демонстрируют все многообразие реакций на фрустрацию (от уныния до активных попыток преодолеть препятствие). Кроме того, агрессия является следствием множества других факторов, помимо фрустрации.

Обычно выделяют следующие типы фрустрационного поведения:

  1. двигательное возбуждение – бесцельные и неупорядоченные движения;

  2. апатия;

  3. агрессия и деструкция;

  4. стереотипия – тенденция к слепому повторению фиксированного поведения;

  5. регрессия ( Василюк Ф.Е., 1984).

Ф.Е. Василюк выделяет 2 параметра, характеризующих поведение в фрустрирующей ситуации: мотивосообразность и организованность поведения какой-либо целью. На основе этого выделены 4 формы поведения:

а. Мотивосообразное и подчиненное организующей цели. В данном случае использование агрессии произвольно, исходит из сознательного расчета.

б. Поведение постепенно теряет статус целенаправленного действия, но сохраняет статус средства.

в. Утрата связи между мотивом и действием. Нет сознательного контроля над связью своего поведения с исходным мотивом, хотя отдельные действия еще остаются целенаправленными.

г. "Катастрофическое", не контролируемое ни волей, ни сознанием субъекта поведение, не стоящее в содержательно-смысловой связи с мотивом ситуации (Василюк Ф.Е., 1984)).

Дж. Доллард и его последователи считали, что схема «фрустрация - агрессия» является лишь частью общего теоретического фундамента. Для побуждения фрустрированного человека к агрессии большое значение имеют три фактора: во-первых, степень ожидаемого удовлетворения от будущего достижения цели, во-вторых, сила препятствия на пути ее достижения, в-третьих, количество последовательных фрустраций. Дж. Доллард и его соавторы также обращали внимание на факторы, способствующие замедлению или блокированию непосредственного агрессивного поведения. Тенденция ограничить или свернуть действия из-за ожидаемых отрицательных последствий была названа торможением агрессии. Торможение любого акта агрессии прямо пропорциональна силе ожидаемого наказания. Торможение прямых актов агрессии почти всегда является дополнительной фрустрацией, которая вызывает агрессию против человека, воспринимаемого виновником этого торможения, и усиливающая побуждение к другим формам агрессии (Фурманов И.А., 1996). Все акты агрессии, в том числе и не связанные с причинением ущерба, например, агрессивные фантазии, играют роль некой формы катарсиса, что снижает уровень побуждения к последующей агрессии.

А. Басс указывал на ряд факторов, от которых зависит сила агрессивной привычки:

  1. Частота и интенсивность случаев, когда индивид был атакован, фрустрирован, раздражен. Чем больше таких случаев, тем вероятнее агрессия.

  2. Частое достижение успеха путем агрессии, т.е. формирование «сильной атакующей привычки». Успех может быть внешним (преодоление препятствий или получение вознаграждения) или внутренним (ослабление гнева и других отрицательных эмоций). Существование сильной атакующей привычки может крайне затруднить для индивида распознание угрожающих и не угрожающих ему ситуаций.

  3. Культурные и субкультурные нормы (цит. по 70,с.20-21). Во многом формы агрессии взрослых людей детерминированы обществом, его обычаями, традициями, правом и т.д. Здесь также могут играть определенную роль индивидуальные особенности потенциального агрессора (темперамент, независимость и др.).

С момента появления теория фрустрации неоднократно подвергалась пересмотру. Л. Берковиц внес наиболее значительные поправки в эту концепцию. В частности, он внес дополнительную переменную, характеризующую возможные переживания - гнев как эмоциональную реакцию на фрустрацию. Агрессия не всегда является доминирующей реакцией на фрустрацию и при определенных условиях может подавляться. Все изменения в концепции фрустрации, предложенной Берковиц, можно свести к четырем следующим положениям:

1. Фрустрация не обязательно реализуется в агрессивных действиях, но она стимулирует готовность к ним.

2. Даже при состоянии готовности агрессия не возникает без надлежащих условий. Подобное поведение возникает только тогда, когда присутствуют соответствующие посылки к агрессии, т.е. средовые стимулы, связанные с актуальными или предшествующими факторами, провоцирующими злость или с агрессией в целом.

3. Выход из фрустрирующей ситуации с помощью агрессивных действий воспитывает у индивида привычку к подобным действиям.

4. У сильно фрустрированных индивидуумов агрессивное побуждение может ослабевать только при условии причинения ущерба фрустратору. «Если имеет место катарсис, то он происходит не по той причине, что агрессор выплеснул какое-то количество агрессивной энергии, а потому, что он достиг своей агрессивной цели и тем самым завершил определенную последовательность в виде ответа на подстрекательство к агрессии» (Бэрон Р., Ричардсон Д., 1997).

По мнению Е.А. Донченко и Т.М. Титаренко (1989), агрессия как основная форма реакции на фрустрацию закрепляется еще в детском возрасте, а именно - зависит от успешности или неуспешности прохождения кризисов 7 лет и пубертатного возраста. Сами эти кризисы переживаются в форме фрустрационных реакций.

Таким образом, теоретики, придерживающиеся подобной концепции, приписывают агрессию скорее влиянию условий окружающей среды, т.е. фрустрирующих событий, нежели врожденной предрасположенности к совершению насильственных действий.

Теория социального научения предполагает, что агрессия является усвоенным поведением в процессе социализации через наблюдение соответствующего способа действий и социального подкрепления. В теории социального научения, предложенной А. Bandura, агрессия рассматривается как некое специфическое социальное поведение, которое усваивается и поддерживается в основном точно так же, как и многие другие формы социального поведения. Научение агрессивному поведению происходит благодаря, с одной стороны, наличию нейропсихологических механизмов, обеспечивающих возможность такого вида поведения, с другой - наблюдению и непосредственному. Агрессия провоцируется как воздействием шаблонов (например, возбуждение, внимание), побудительными мотивами (например, материальная заинтересованность), так и неприемлемым обращением, что подразумевает и фрустрацию. Регуляция непосредственного проявления агрессии происходит при помощи внешних поощрений и наказаний, викарного подкрепления (наблюдения за тем, как поощряют и наказывают других) и механизмов саморегуляции (Bandura A., 1996).

Человек способен к любому типу поведения, включая агрессивное поведение. По мнению A.Bandura, у человека есть нейрофизиологические механизмы, которые позволяют ему вести себя агрессивно, но активизация этих механизмов зависит от стимуляции и является предметом коркового контроля. Таким образом, частота, с которой агрессивное поведение проявляется, специфические формы, которые оно принимает, ситуации, в которых оно выражается, и цели, на которые оно направлено, подвержены сильному влиянию социального опыта. Теория социального научения агрессии отличает приобретение инструментальных реакций, которые имеют деструктивный или причиняющий боль потенциал от условий, управляющих их последующим исполнением. Паттерны агрессивных реакций в особенности приобретаются в нефрустрирующих условиях при отсутствии намерения повреждения и часто направлены против неодушевленных объектов (например, у боксеров, охотников, военных). После того, как паттерны агрессивного поведения приобретены, они могут поддерживаться большим разнообразием подкрепляющих событий (достижение разрядки напряжения, причинение боли другому, достижение материальных благ, высокого положения, доминирования и т.д.) (Bandura A., 1996).

Одним из наиболее важных следствий этой концепции является то, что агрессивное поведение остается открытым для модификации.

Большое значение для понимания механизма научения агрессивному поведению в детском возрасте и влияния на этот процесс семьи имеют работы Р.С.Сирса, Е.Е. Макоби, К. Левина (Фурманов А.И., 1996). В результате проведенного ими исследования было выявлено, что в этом процессе присутствует два фактора:

1. снисходительность (степень готовности родителя прощать проступки), это поведение родителя до того, как поступок будет совершен, ожидание агрессии;

2. строгость наказания родителем агрессивного поведения ребенка, ответная реакция на поступок, сила наказания.

Кроме того, суровое наказание вызывает в ребенке враждебность и дальнейшую агрессивность. Склонный к применению наказания родитель ненамеренно подает ребенку пример агрессивного поведения, ребенок привыкает к тому, что агрессия - нормальный путь преодоления фрустрации. Строгость родителя, последовательная и достаточно чувствительная для ребенка, приводит к подавлению агрессивных импульсов в присутствии родителя, но вне дома ребенок ведет себя более агрессивно, чем дети, которые воспитываются иначе. Таким образом ребенок усваивает способы поведения, характерные для его родителей, в том числе и склонность к агрессивным действиям (Фурманов А.И., 1996).

Исследования, проведенные A. Bandura и D. Walters в 1960 г. по проблеме детерминант социального научения агрессивного поведения, показали, что мальчики подросткового и предподросткового возраста демонстрировали сильно отличающиеся паттерны агрессивных реакций, которые значительно варьируются в зависимости от характеристик людей, с которыми происходит взаимодействие (например, родители, учителя, сиблинги или сверстники). Более того, случаи агрессии даже против одних и тех же объектов широко варьируются в зависимости от того, измеряется ли физическая, вербальная или более слабые формы ответов. Этот факт отражает то, насколько разнообразным был опыт взаимодействия этих мальчиков с окружающими. Родители постоянно наказывали агрессию, направленную против них самих, но одновременно поощряли и положительно подкрепляли агрессивное поведение своих сыновей, направленное вне дома (Bandura A., 1996).

Подобная точка зрения также высказана К. Бютнером (1989) в его книге "Жить с агрессивными детьми". Он полагает, что природа детской агрессивности кроется в воздействии на ребенка среды, в которой он воспитывается, и прежде всего семьи. Подобное поведения является следствием научения, следования определенным образцам и викарного научения.

Исследования Buchler, Patterson, Furnis, Wolfgang, Ferracuti, Yablonsky показали, что агрессивное поведение усиливается и поддерживается до некоторых пределов его положительными социальными последствиями. В девиантных субкультурах, где физическая агрессия рассматривается как соревновательное поведение, агрессоры часто намеренно вознаграждаются и коллективно одобряются (Bandura A., 1996).

В соответствии с теориями социального научения, глубокое понимание агрессии может быть достигнуто только при обращении пристального внимания на то, каким путем агрессивная модель поведения была усвоена, на факторы, провоцирующие ее проявление, и на условия, способствующие закреплению данной модели поведения. Агрессивные реакции усваиваются и поддерживаются путем непосредственного участия в ситуациях проявления агрессии, а также в результате пассивного наблюдения ее проявлений.

В настоящее время широко разрабатывается когнитивная теория агрессии. В обосновании этого направления принимали участие L. Eron, N.G. Guerra, L.R.Huesmann, A. Bandura, K. Dodge, J.D. Coie, Л. Берковиц и другие.

Способ, которым человек воспринимает и интерпретирует события окружающего мира, определяет, отвечает ли человек на эти события агрессивно либо использует другую модель поведения. Агрессивное поведение определяется большим количеством факторов, как биологических (например, наследственность, особенности эндокринной системы), переменными влияниями общества (например, насилие в масс-медиа), социальным контекстом (влияние сверстников, семьи, школы) и условиями окружающей среды (например, длительное пребывание в стрессовой среде). Но ни один из этих факторов по отдельности не может объяснить разнообразие агрессивного поведения. Такого рода поведение может быть приобретено путем научения и включено в индивидуальный репертуар реакций, вызвано какой-то внешней ситуацией .

Когнитивная система ребенка играет решающую роль в развитии агрессивного поведения и критическую роль в поддержании привычного агрессивного поведения.

Американский психолог К. Dodge предложил модель 5 последовательных шагов протекания когнитивного процесса:

  1. кодирование социальных сигналов;

  2. репрезентация и интерпретация сигналов;

  3. поиск реакции;

  4. выбор реакции;

  5. действия.

Агрессивное поведение может быть результатом дефицита социальной информации на какой-то ступени этого процесса (N.G. Guerra, L.Nucci, L.R. Huesmann, 1994).

Некоторые исследователи (Dodge, Newman, Slaby и др.) предположили, что у агрессивных детей, в отличие от неагрессивных, присутствует дефицит социальной информации. Однако результаты проводившихся исследований не подтвердили этого предположения, а свидетельствовали о различии в когнитивных процессах у агрессивных и неагрессивных детей (N.G. Guerra, L.Nucci, L.R. Huesmann

Согласно теории социального развития, поведение человека обусловлено следующими факторами:

- моральными понятиями (вопросы честности и человеческого благополучия);

- обычаями (определенные нормы, поддерживающие общественные структуры);

- личными интересами и стремлениями (область личностной перспективы).

В принятии решений участвуют следующие факторы, составляющие когнитивную систему:

1. Личностные ориентирующие убеждения. Это относится к тем убеждениям, которые служат руководством поведением, основанном на оправдании специфических действий. Эти убеждения включают как оценочные (т.е. правильно - неправильно) и информативные (знание о возможных последствиях) понятия.

2. Личностные искажения интерпретации. Для подобных искажений может быть две важные причины: внутриличностные факторы (потребности личности, самоопределение, настроение, атрибутивный стиль) и социокультурное влияние.

3. Особенности стимулов ситуации (N.G. Guerra, L.Nucci, L.R. Huesmann).

Исследования Н.А. Дубинко (2000), посвященные влиянию когнитивных процессов на проявление агрессивности в детском возрасте, показали, что дети с высоким уровнем агрессивности чаще проявляют социальную некомпетентность в конфликтных вопросах, они чаще всего воспринимают и осознают неоднозначную ситуацию как опасную, несущую в себе вред, угрозу, преднамеренную злость.

Н.А. Дубинко, основываясь на пятишаговой схеме когнитивного процесса К.Dodge, выделяет следующие этапы формирования агрессивного поведения:

  1. Прочитывание посылов к агрессии.

  2. Интерпретация посылов к агрессии (дети руководствуются убеждением, что поступками других движет намеренная и мотивированная агрессия).

  3. Выбор реакции (по результатам исследования 80% агрессивных детей выбирают более агрессивные действия для решения гипотетической конфликтной ситуации).

  4. Оценка реакции.

  5. Реакция утверждена и вступает в силу.

По мнению исследователей, использование когнитивной модели агрессии позволяет найти принципиально новое решение коррекции агрессивных действий, которое будет иметь большой успех, если будет проводится на этапах прочитывания посылов к агрессии и их интерпретации (Дубинко Н.А, 2000).

Анализ многочисленных теоретических концепций показывает, что ни одна из них не объясняет полностью все моменты, связанные с мотивацией, источниками, возникновением, протеканием, направленностью агрессивного поведения человека. По нашему мнению, главную роль в формировании агрессивного поведения играет социальное научение и становление когнитивной системы на основе имеющихся врожденных тенденций к использованию насильственных способов взаимодействия со средой, в том числе и в межличностном взаимодействии. Процесс становления агрессивного поведения как части поведенческого репертуара начинается в детском возрасте, а в дальнейшем подобное поведение подвержено модификации под влиянием социализирующих акторов, процессов воспитания и обучения.