logo search
moi_otvety_na_psikhologiyu_2

34. Периодизации психического развития л.С.Выготского, д.Б.Эльконина. Понятие и виды ведущей деятельности.

С точки зрения Л.С. Выготского, развитие ребенка – это постоянный переход от одной возрастной ступени к другой, связанный с изменением и построением личности ребенка. При этом переход от одной возрастной ступени к другой совершается через кризисные периоды.

Причина первых кризисов – назревшие противоречия между новыми потребностями ребенка и старыми условиями их удовлетворения, которые его уже не устраивают.

Переход к следующему возрастному периоду предшествует появлению неудовлетворенности ребенка тем местом, которое он занимает среди людей, и стремлению это место изменить.

Возраст

Стабильный период развития

Критический период

0–2 мес.

Кризис новорожденности

2 мес. – 1 год

Младенческий возраст

Кризис 1 года

1–3 года

Раннее детство

Кризис 3 лет

3–7 лет

Дошкольное детство

Кризис 7 лет

7–13 лет

Школьный возраст

Кризис 13 лет

13–17 лет

Пубертатный возраст

Кризис 17 лет

Эльконин Д.Б. выдвинул гипотезу о периодичности процессов психического развития, которая выражается в закономерно повторяющейся смене одних периодов другими

В пределах одной и той же деятельности можно выделить ее этапы:

1. Усвоение мотивов и задач деятельности.

2. Активность ребенка направлена на действия с предметами, их познание.

3. Познание взаимоотношений с людьми. Общение. В процессе общения формируются потребность, мотивы, цели другой складывающейся деятельности. Представим концепцию периодизации развития психики по Д.Б. Эльконину 

Возраст

эпоха

Период

Ведущая деятельность

Тип отношений

0-1 год

Раннее детство

Младенчество

Непосредственно-эмоциональное общение

Человек-человек

1-3 года

Раннее детство

Раннее детство

Предметно-манипулятивная деятельность

Человек-предмет

3-7 лет

Детство

Дошкольное

Сюжетно-ролевая игра

Человек-человек

7-11 лет

Детство

Младш.школьн

Учебная деятельность

Человек-предмет

11-13 лет

Подростничество

Младшее

Интимно-личностное общение

Человек-человек

13-15 лет

Подростничество

Старшее

Учебно-профессиональная деятельность

Человек-предмет