16. Общая характеристика внимания. Виды и свойства внимания.
Внимание — один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков
Внимание-это избир направленность сосредоточенность чел-ка на опред предметы и явления.
Функция-контроль за деят-ю чел-ка
Св-ва внимания:
1.концентрация-сила,интенсивность поглощения объекта
2.распределение. Она состоит в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий.
3.переключение Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Данная характеристика человеческого внимания проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой
4.объем-кол-во однород предметов,к-е охватывает внивание(7-8 предм) определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека.
5.устойчивость-длит сохр-е направл-ти
Как отдельный, рядоположенный другим психический процесс не существует, но представляет собой вполне особенное состояние
Сосредоточенность внимания (противоположное качество — рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других.Виды внимания:
Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны.
Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.
Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и к-й соответствует интересам и потребностям человека. Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.
Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Произвольное внимание в отличие от непроизвольного обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание. Человек же выбор цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя все свое внимание на удовлетворение другого.
- 3. Методология, методы, методика психологического исследования.
- 7. Общая характеристика темперамента.
- 8. Общая характеристика потребностей.
- 9. Общая характеристика мотивов. Структура мотивов человека.
- 10. Общая характеристика восприятия и воображения.
- 11. Общая характеристика эмоций и чувств.
- 12. Общая характеристика ощущений и их закономерностей.
- 13. Характер и его основные особенности.
- 14. Общая характеристика памяти. Рациональные способы запоминания.
- 15. Общая характеристика мышления.
- 16. Общая характеристика внимания. Виды и свойства внимания.
- 17.Методы социальной психологии.
- 18. Общение как обмен информацией. Невербальная коммуникация. Специфика педагогического общения.
- 20. Общение как познание людей друг друга (соц. Перцепция). Механизмы (проекции, стереотипы) и эффекты межличностного восприятия.
- 21. Проблема групп в социальной психологии. Классификация групп.
- 22. Определение малой группы и ее границы. Основные направления исследований малых групп. Типы малых групп.
- 23. Лидерство и руководство. Теории происхождения лидерства. Стиль лидерства: классические и современные представления.
- 24. Общая характеристика больших социальных групп.
- 25.Стадии и уровни развития малой группы.
- 26. Стадии и институты социализации.
- 28. Методы исследования возрастной педагогической психологии.
- 29. Социально-историческая природа детства.
- 30. Основные подходы к объяснению психического развития в возрастной психологии (биологизаторские и социологизаторские концепции психического развития человека).
- 31. Источники, движущие силы, условия психического развития. Культурно-историческая концепция.
- 32. Понятие сензитивного периода в развитии психики. Особенности сензитивных периодов на различных этапов развития.
- 33. Основные подходы к построению периодизаций психического развития в психологии.
- 1. Понятие возраста в психологии
- 2. Основные группы периодизации развития в отечественной и зарубежной психологии
- 2) Стадии развития интеллекта по ж. Пиаже.
- 1) Э. Эриксон. Периодизация личностного развития:
- 3. Периодизация л.С. Выготского и д.Б. Эльконина
- 1) В.И. Слободчиков
- 34. Периодизации психического развития л.С.Выготского, д.Б.Эльконина. Понятие и виды ведущей деятельности.
- 35. Кризис новорожденности. Комплекс оживления у ребенка.
- 36. Особенности психологического развития в младенчестве и раннем детстве.
- 37. Кризис 3-х лет.
- 38. Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте. Формирование личности в дошкольном возрасте.
- 39. Кризис 7 лет. Психологическая готовность к школьному обучению.
- 40. Формирование личности в младшем школьном возрасте.
- 41. Подростковый кризис.
- 42. Особенности формирования личности в подростковом возрасте.
- 43. Личностное и профессиональное самоопределение в ранней юности. Становление мировоззрения.
- 44. Кризис юности (17-21).
- 45. Этапы исторического развития педагогической психологии. Характеристика общедидактического этапа.
- 60. Подходы зарубежных и отечественных ученых к профессиональному самоопределению (д. Сьюпер, э. Гинзберг, Дж. Холланд).