14. Общая характеристика памяти. Рациональные способы запоминания.
Память:
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности — воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.
Память-псих. процесс орган-ции и сохранения прош опыта, делающий возможным его повторное использ-ние в деят-ти возвращающий в сознании.
Механизм памяти-ориентация на будущее.
Виды памяти:
1.связь с др псих процессами: образная( с восприятием)-вкус,зрит,слух,обнят,осязат
Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. способные в течение достаточно продолжительного времени «видеть» воспринятую картину в своем воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств.
Слуховая память — это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых.
2.связь с мышлением:логич,механич
3.связь с эмоц-эмоц-я
Эмоциональная память — это память на переживания. то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.
4.связь с движ-двиг память
Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных, умений и навыков
5.в зависимости от наличия цели,установки на запоминание:произ,непроизв
В первом случае зпоминание и воспроизведение происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Во втором случаезадача обязательно присутствует, процесс запоминания требует волевых усилий.
6.в зависимости от времени удержания ифр-ции:кратковрем,долговрем,оператив)
Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы., без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на.последующее воспроизведение материала.
Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти., занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.
Долговременная — это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты, многократное, требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функционирование на практике обычно связано с двумя этими процессами.
Процессы памяти:
1).запоминание:процесс, обеспечивающий удержание материалов в памяти как важн условие дальнейш воспроизведения
Зависимость запоминания:
1.от процессов целеполагания
2.от ориентации на будущее(предстоящее)
3.включенность процессов запоминания в мысл деят-ть:
Исп-ние даже простейших мысл операций(ср-е,группировка,обобщение) делает запоминание более эффективным без особых усилий.
4.эмоционал значимость инф-ци.Лучше запоминается интересная эмоц окраш инф-ия.
5.настроение,жизн тонус,усталость.
2)Воспроизведение-процесс памяти,заключ в восстанов-ии и реконструкции актуализир-го содержания памяти.
Уровни восприятия:
1.узнавание(с опорой на восприятие)
2.собственно восприятие как актуализация сохраненного в памяти материала.
3.припоминание(частичное забывание инф-ии и ее воспроизведение при волевом усилии)
3)сохранение-динамич процесс,соверш на основе и в условиях определ образом орг-ого усвоения включающий переработку материала.
Память орагнизует и перерабатывает знания об окруж мире,что находит отражение в явлениях реминисценции(более полное и совершенное воспроиз-е инф-ии после ее осмысления и переработки)
4) Забывание-та инф-ция,к-я не входит в целостную системуцелеполагания чел-ка.
Кривая забывания:56% забывается в первый час.далее процесс забывания идет медленнее.
- 3. Методология, методы, методика психологического исследования.
- 7. Общая характеристика темперамента.
- 8. Общая характеристика потребностей.
- 9. Общая характеристика мотивов. Структура мотивов человека.
- 10. Общая характеристика восприятия и воображения.
- 11. Общая характеристика эмоций и чувств.
- 12. Общая характеристика ощущений и их закономерностей.
- 13. Характер и его основные особенности.
- 14. Общая характеристика памяти. Рациональные способы запоминания.
- 15. Общая характеристика мышления.
- 16. Общая характеристика внимания. Виды и свойства внимания.
- 17.Методы социальной психологии.
- 18. Общение как обмен информацией. Невербальная коммуникация. Специфика педагогического общения.
- 20. Общение как познание людей друг друга (соц. Перцепция). Механизмы (проекции, стереотипы) и эффекты межличностного восприятия.
- 21. Проблема групп в социальной психологии. Классификация групп.
- 22. Определение малой группы и ее границы. Основные направления исследований малых групп. Типы малых групп.
- 23. Лидерство и руководство. Теории происхождения лидерства. Стиль лидерства: классические и современные представления.
- 24. Общая характеристика больших социальных групп.
- 25.Стадии и уровни развития малой группы.
- 26. Стадии и институты социализации.
- 28. Методы исследования возрастной педагогической психологии.
- 29. Социально-историческая природа детства.
- 30. Основные подходы к объяснению психического развития в возрастной психологии (биологизаторские и социологизаторские концепции психического развития человека).
- 31. Источники, движущие силы, условия психического развития. Культурно-историческая концепция.
- 32. Понятие сензитивного периода в развитии психики. Особенности сензитивных периодов на различных этапов развития.
- 33. Основные подходы к построению периодизаций психического развития в психологии.
- 1. Понятие возраста в психологии
- 2. Основные группы периодизации развития в отечественной и зарубежной психологии
- 2) Стадии развития интеллекта по ж. Пиаже.
- 1) Э. Эриксон. Периодизация личностного развития:
- 3. Периодизация л.С. Выготского и д.Б. Эльконина
- 1) В.И. Слободчиков
- 34. Периодизации психического развития л.С.Выготского, д.Б.Эльконина. Понятие и виды ведущей деятельности.
- 35. Кризис новорожденности. Комплекс оживления у ребенка.
- 36. Особенности психологического развития в младенчестве и раннем детстве.
- 37. Кризис 3-х лет.
- 38. Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте. Формирование личности в дошкольном возрасте.
- 39. Кризис 7 лет. Психологическая готовность к школьному обучению.
- 40. Формирование личности в младшем школьном возрасте.
- 41. Подростковый кризис.
- 42. Особенности формирования личности в подростковом возрасте.
- 43. Личностное и профессиональное самоопределение в ранней юности. Становление мировоззрения.
- 44. Кризис юности (17-21).
- 45. Этапы исторического развития педагогической психологии. Характеристика общедидактического этапа.
- 60. Подходы зарубежных и отечественных ученых к профессиональному самоопределению (д. Сьюпер, э. Гинзберг, Дж. Холланд).