11. Общая характеристика эмоций и чувств.
Эмоции-пристрастное отношений чел-ка к окружающему.
Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.
Функции
1.Оценки-выражает значимость предметов.2.Побуждение-в зав-ти от оченки мы выполняем или прекращаем действие3.активация нервных центров.4.синтезирующая(формирование комплексов)5.экспрессивная 6.смыслообразующая 7.регуляторная
Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции сами по себе и в первую очередь могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм. Количество и качество потребностей человека в общем и целом соответствует числу и разнообразию характерных для него эмоциональных переживаний и чувств, причем чем выше потребность по своей социальной и нравственной значимости, тем возвышеннее связанное с ней чувство.
Формы эмоций
1.аффекты - это сильное и относительно кратковременное состояние, связанное с резким изменением важных для чел-ка жизненных обстоятельств.
2.собственно эмоции-длит-е менее интенсивные состояния ситуативного хар-ра,выражающие оценочные отнош-я чел-ка к предмету.явлению,своим действиям.
3.настроение-устойчив эмоц состояние,к-е относ-но слабо выражено,придает эмоц окраску поведению человека вцелом.
4.страсть-сильное глубокое доминирующ переживание
5.стресс-особая форма эмоц переживания,возникающая в экстремал ситуации требующая от чел-ка мобилизации нерв-псих сил.
Ганс Серье:
3 стадии протекания стресса:
1.тревоги
2.адаптации(приспособление к измнивш условиям)
3.стадия истощения- дистресса(стрессор достаточно силен)
6.чувства-основная форма отношения чел-ка к предметам, явлениям дей-ти,отличаются устойчив-ю,глубиной,постояноством(высшие чувства:нравственные-любовь,патриотизм,справедливость,интеллект-е: любознательность,эстет-е:восторг)
Виды эмоций:
I.положительные:радость,интерес,нейтральные:удивление,отриц-е: страдание(уныние),гнев,отвравщение,презрение,страх(самая сильная и опасная,тормозит деят-ть),стыд(чисто соц-я,свойственна только чел-ку)вина(осознание своего поступка)
IIастенические(понижают жизненный тонус чел-ка)
стенические(повышают общий жизн.тон)
Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, и находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значение для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности
чувства-ещё более длительны,чем эмоции.псих. состояния,имеющие чётко выраженный предметный хар-р.Нравственные(моральные)-переживаются при восприятии действительности и сравнении с нормами морали.(чувство долга,гуманность)Морально-политические-проявляется к различным общ.учереждениям и организациям, к гос-ву(патриотизм). Интеллектуальные-в процессе позноват.деят-ти(любопытство,любознательность).Эстетические-чувство к прекрасному во всем.
- 3. Методология, методы, методика психологического исследования.
- 7. Общая характеристика темперамента.
- 8. Общая характеристика потребностей.
- 9. Общая характеристика мотивов. Структура мотивов человека.
- 10. Общая характеристика восприятия и воображения.
- 11. Общая характеристика эмоций и чувств.
- 12. Общая характеристика ощущений и их закономерностей.
- 13. Характер и его основные особенности.
- 14. Общая характеристика памяти. Рациональные способы запоминания.
- 15. Общая характеристика мышления.
- 16. Общая характеристика внимания. Виды и свойства внимания.
- 17.Методы социальной психологии.
- 18. Общение как обмен информацией. Невербальная коммуникация. Специфика педагогического общения.
- 20. Общение как познание людей друг друга (соц. Перцепция). Механизмы (проекции, стереотипы) и эффекты межличностного восприятия.
- 21. Проблема групп в социальной психологии. Классификация групп.
- 22. Определение малой группы и ее границы. Основные направления исследований малых групп. Типы малых групп.
- 23. Лидерство и руководство. Теории происхождения лидерства. Стиль лидерства: классические и современные представления.
- 24. Общая характеристика больших социальных групп.
- 25.Стадии и уровни развития малой группы.
- 26. Стадии и институты социализации.
- 28. Методы исследования возрастной педагогической психологии.
- 29. Социально-историческая природа детства.
- 30. Основные подходы к объяснению психического развития в возрастной психологии (биологизаторские и социологизаторские концепции психического развития человека).
- 31. Источники, движущие силы, условия психического развития. Культурно-историческая концепция.
- 32. Понятие сензитивного периода в развитии психики. Особенности сензитивных периодов на различных этапов развития.
- 33. Основные подходы к построению периодизаций психического развития в психологии.
- 1. Понятие возраста в психологии
- 2. Основные группы периодизации развития в отечественной и зарубежной психологии
- 2) Стадии развития интеллекта по ж. Пиаже.
- 1) Э. Эриксон. Периодизация личностного развития:
- 3. Периодизация л.С. Выготского и д.Б. Эльконина
- 1) В.И. Слободчиков
- 34. Периодизации психического развития л.С.Выготского, д.Б.Эльконина. Понятие и виды ведущей деятельности.
- 35. Кризис новорожденности. Комплекс оживления у ребенка.
- 36. Особенности психологического развития в младенчестве и раннем детстве.
- 37. Кризис 3-х лет.
- 38. Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте. Формирование личности в дошкольном возрасте.
- 39. Кризис 7 лет. Психологическая готовность к школьному обучению.
- 40. Формирование личности в младшем школьном возрасте.
- 41. Подростковый кризис.
- 42. Особенности формирования личности в подростковом возрасте.
- 43. Личностное и профессиональное самоопределение в ранней юности. Становление мировоззрения.
- 44. Кризис юности (17-21).
- 45. Этапы исторического развития педагогической психологии. Характеристика общедидактического этапа.
- 60. Подходы зарубежных и отечественных ученых к профессиональному самоопределению (д. Сьюпер, э. Гинзберг, Дж. Холланд).