39. Кризис 7 лет. Психологическая готовность к школьному обучению.
Кризис 7 лет — период активного усвоения ролей, начиная с 4 лет, ребенок усваивает социальные и половые роли. Ребенок «принимает» на себя мужскую или женскую роль на примере родителей, мальчики становятся более властными, агрессивными и подражают во всем отцу, а девочки, подражая маме, становятся более мягкими и женственными.
В данном возрасте впервые появляется совестливость, что на прямую зависит от того, как к ребенку относятся родители, т.е. развивают ли они проявление совестливости или не акцентируют на этом внимание.
Возраст 7 лет характеризуется тем, что детская непосредственность и импульсивность поступков сменяются интеллектуальной мотивацией действий. Теперь между переживанием ребенка и его поступком есть интеллектуальный компонент. В 7 лет ребенок четко осознает свое эмоциональное состояние, он понимает что значит «я — рад», «я — сердит» или «я — добрый». Переживания ребенка обретают смысл для него и возникает новое отношение к себе, благодаря чему появляются такие новообразования, как самолюбие и самооценка. Растет уровень запросов к самому себе, к собственному успеху и своему положению в социуме.
А теперь прибавьте к этим новшествам поступление в школу и новые требования, предъявляемые взрослыми. Много нового приходится испытать ребенку в 7 лет, не всегда просто адаптироваться к изменениям жизни.
Кризис 7 лет зачастую очевиден для родителей, ребенок становится капризным, начинает манерничать и вести себя не так, как обычно. При этом ребенок может отказываться ходить в школу, делать уроки и подчиняться дисциплине. Все дело в том, что ребенок взрослеет, постигает себя и свои переживания, усваивает социальные и половые роли, ищет и занимает «свое место» в кругу сверстников.
На заметку:
Отнеситесь с пониманием к трудному и необходимому периоду в жизни Вашего ребенка, поддержите его, дайте понять, что все, что с ним происходит объяснимо и Вы всегда рядом, чтобы дать совет.
Ребенок не должен чувствовать себя тем, к кому только предъявляют требования и не понимают его состояние. Разговаривайте с ним, разбирайтесь вместе во всех возникающих трудностях.
Будьте примером для своего ребенка, помните, что поведение, соответствующее ролям в обществе, он «возьмет» с Вас, подумайте, совпадает ли Ваше желание, как ребенок должен себя вести и Ваше собственное поведение.
- 3. Методология, методы, методика психологического исследования.
- 7. Общая характеристика темперамента.
- 8. Общая характеристика потребностей.
- 9. Общая характеристика мотивов. Структура мотивов человека.
- 10. Общая характеристика восприятия и воображения.
- 11. Общая характеристика эмоций и чувств.
- 12. Общая характеристика ощущений и их закономерностей.
- 13. Характер и его основные особенности.
- 14. Общая характеристика памяти. Рациональные способы запоминания.
- 15. Общая характеристика мышления.
- 16. Общая характеристика внимания. Виды и свойства внимания.
- 17.Методы социальной психологии.
- 18. Общение как обмен информацией. Невербальная коммуникация. Специфика педагогического общения.
- 20. Общение как познание людей друг друга (соц. Перцепция). Механизмы (проекции, стереотипы) и эффекты межличностного восприятия.
- 21. Проблема групп в социальной психологии. Классификация групп.
- 22. Определение малой группы и ее границы. Основные направления исследований малых групп. Типы малых групп.
- 23. Лидерство и руководство. Теории происхождения лидерства. Стиль лидерства: классические и современные представления.
- 24. Общая характеристика больших социальных групп.
- 25.Стадии и уровни развития малой группы.
- 26. Стадии и институты социализации.
- 28. Методы исследования возрастной педагогической психологии.
- 29. Социально-историческая природа детства.
- 30. Основные подходы к объяснению психического развития в возрастной психологии (биологизаторские и социологизаторские концепции психического развития человека).
- 31. Источники, движущие силы, условия психического развития. Культурно-историческая концепция.
- 32. Понятие сензитивного периода в развитии психики. Особенности сензитивных периодов на различных этапов развития.
- 33. Основные подходы к построению периодизаций психического развития в психологии.
- 1. Понятие возраста в психологии
- 2. Основные группы периодизации развития в отечественной и зарубежной психологии
- 2) Стадии развития интеллекта по ж. Пиаже.
- 1) Э. Эриксон. Периодизация личностного развития:
- 3. Периодизация л.С. Выготского и д.Б. Эльконина
- 1) В.И. Слободчиков
- 34. Периодизации психического развития л.С.Выготского, д.Б.Эльконина. Понятие и виды ведущей деятельности.
- 35. Кризис новорожденности. Комплекс оживления у ребенка.
- 36. Особенности психологического развития в младенчестве и раннем детстве.
- 37. Кризис 3-х лет.
- 38. Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте. Формирование личности в дошкольном возрасте.
- 39. Кризис 7 лет. Психологическая готовность к школьному обучению.
- 40. Формирование личности в младшем школьном возрасте.
- 41. Подростковый кризис.
- 42. Особенности формирования личности в подростковом возрасте.
- 43. Личностное и профессиональное самоопределение в ранней юности. Становление мировоззрения.
- 44. Кризис юности (17-21).
- 45. Этапы исторического развития педагогической психологии. Характеристика общедидактического этапа.
- 60. Подходы зарубежных и отечественных ученых к профессиональному самоопределению (д. Сьюпер, э. Гинзберг, Дж. Холланд).