1) В.И. Слободчиков
1 ступень - оживление (0-12мес)
2 ступень - одушевление (11-12мес - 5-6 лет)
3 ступень - персонализация (5,5 - 18 лет)
4 ступень - индивидуализация (17-42года)
2) Это периодизация Льва Семеновича Выготского и Даниила Борисовича Эльконина. В них используются три критерия - социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование.
Социальная ситуация развития - это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.
Понятие "ведущая деятельность" было введено Леонтьевым: деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики.
Новообразование - те качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период.
Младенчество 0-1
Ведущая деятельность и Новообразование:
эмоциональное общение ребенка со взрослым ходьба, первое слово
Социальная ситуация: Освоение норм отношений между людьми
Ранний возраст 1-3
Периодизация психического развития
Ведущая деятельность и Новообразование: предметная деятельность "внешнее Я сам" по Выготскому
Социальная ситуация: Усвоение способов деятельности с предметами
Дошкольный возраст 3-6(7)
Ведущая деятельность и Новообразование: ролевая игра произвольность поведения
Социальная ситуация: Освоение социальных норм, взаимо-отношений между людьми
Младший школьный возраст 6(7)-10(11)
Ведущая деятельность и Новообразование: учебная деятелльность произвольность всех психических процессов, кроме интеллекта
Социальная ситуация: Освоение знаний, развитие интелектуально-познавательной деятельности.
Средний школьный возраст, подросток 10(11) - 14(15)
Ведущая деятельность и Новообразование: интимно-личностное общение в учебной и других видах деятельности чувство "взрослости", возникновение представление о себе "не как о ребенке"
Социальная ситуация: Освоение норм и отношений между людьми
Старший школьник (ранняя юность) 14(15) -16(17)
Ведущая деятельность и Новообразование: учебно-профессиональная деятельность профессиональное и личностное самоопределение
Социальная ситуация: Освоение профессиональных знаний, умений
Поздняя юность или ранняя зрелость 18-25Ведущая деятельность и Новообразование: Трудовая деятельность, профессиональная учеба.
Социальная ситуация: Освоение профессионально-трудовых умений
Зрелость после 25
Ведущая деятельность и Новообразование: 20-50 лет - зрелость,50-75 -поздняя зрелость,75- .. -старость
- 3. Методология, методы, методика психологического исследования.
- 7. Общая характеристика темперамента.
- 8. Общая характеристика потребностей.
- 9. Общая характеристика мотивов. Структура мотивов человека.
- 10. Общая характеристика восприятия и воображения.
- 11. Общая характеристика эмоций и чувств.
- 12. Общая характеристика ощущений и их закономерностей.
- 13. Характер и его основные особенности.
- 14. Общая характеристика памяти. Рациональные способы запоминания.
- 15. Общая характеристика мышления.
- 16. Общая характеристика внимания. Виды и свойства внимания.
- 17.Методы социальной психологии.
- 18. Общение как обмен информацией. Невербальная коммуникация. Специфика педагогического общения.
- 20. Общение как познание людей друг друга (соц. Перцепция). Механизмы (проекции, стереотипы) и эффекты межличностного восприятия.
- 21. Проблема групп в социальной психологии. Классификация групп.
- 22. Определение малой группы и ее границы. Основные направления исследований малых групп. Типы малых групп.
- 23. Лидерство и руководство. Теории происхождения лидерства. Стиль лидерства: классические и современные представления.
- 24. Общая характеристика больших социальных групп.
- 25.Стадии и уровни развития малой группы.
- 26. Стадии и институты социализации.
- 28. Методы исследования возрастной педагогической психологии.
- 29. Социально-историческая природа детства.
- 30. Основные подходы к объяснению психического развития в возрастной психологии (биологизаторские и социологизаторские концепции психического развития человека).
- 31. Источники, движущие силы, условия психического развития. Культурно-историческая концепция.
- 32. Понятие сензитивного периода в развитии психики. Особенности сензитивных периодов на различных этапов развития.
- 33. Основные подходы к построению периодизаций психического развития в психологии.
- 1. Понятие возраста в психологии
- 2. Основные группы периодизации развития в отечественной и зарубежной психологии
- 2) Стадии развития интеллекта по ж. Пиаже.
- 1) Э. Эриксон. Периодизация личностного развития:
- 3. Периодизация л.С. Выготского и д.Б. Эльконина
- 1) В.И. Слободчиков
- 34. Периодизации психического развития л.С.Выготского, д.Б.Эльконина. Понятие и виды ведущей деятельности.
- 35. Кризис новорожденности. Комплекс оживления у ребенка.
- 36. Особенности психологического развития в младенчестве и раннем детстве.
- 37. Кризис 3-х лет.
- 38. Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте. Формирование личности в дошкольном возрасте.
- 39. Кризис 7 лет. Психологическая готовность к школьному обучению.
- 40. Формирование личности в младшем школьном возрасте.
- 41. Подростковый кризис.
- 42. Особенности формирования личности в подростковом возрасте.
- 43. Личностное и профессиональное самоопределение в ранней юности. Становление мировоззрения.
- 44. Кризис юности (17-21).
- 45. Этапы исторического развития педагогической психологии. Характеристика общедидактического этапа.
- 60. Подходы зарубежных и отечественных ученых к профессиональному самоопределению (д. Сьюпер, э. Гинзберг, Дж. Холланд).