Психолог как специалист в уголовном процессе.
Специалист — это лицо, обладающее специальными знаниями и навыками, не заинтересованное в исходе дела и привлекаемое в процесс с целью дачи консультаций, пояснений, выполнения отдельных процессуальных действий и т.п.
Использование психолога в качестве консультанта носит внепроцессуальный характер. Такая форма сотрудничества может быть установлена для получения следователем информации справочного характера, которая известна специалисту-психологу. Это могут быть данные о типичных особенностях восприятия, о характерном влиянии на психические процессы и поведение человека различных психических состояний — алкогольного или наркотического опьянения, стресса, сильного страха, дефицита времени.
Сотрудничество с психологом приобретает важное значение при расследовании дел об организованной преступности и групповых преступлениях. Психолог способен оказать содействие в выявлении внутренней структуры группы, характера взаимосвязей между ее участниками, выяснить сложившееся распределение ролей в группе, ее лидеров, способствовать поиску уязвимого звена и эффективного способа воздействия на него в процессе раскрытия преступления и расследования дела.
Психолог может быть привлечен к участию в производстве следственных действий — допроса, обыска, осмотра места происшествия.
Результаты деятельности специалиста фиксируются в протоколе следственного действия, задача следователя — придать им доказательственное значение.
Психолог может подсказать тактику проведения допроса, помочь создать неофициальную атмосферу, предупредить возможное состояние скованности, настороженности, недоверия ребенка, негативистскую позицию подростка, стыдливость и стеснительность несовершеннолетней потерпевшей от сексуального посягательства.
Сходные задачи решает участие психолога в производстве следственных действий в отношении лиц с признаками умственной отсталости. Содействие психолога призвано способствовать установлению контакта, дифференцировать вопросы, тематику допроса с учетом особенностей познавательной сферы такого допрашиваемого.
Закон предусматривает участие педагога в допросе малолетних и несовершеннолетних. Эту функцию можно поручить детскому психологу как специалисту, обладающему научными знаниями в области психологии детей и подростков, владеющему профессиональными практическими навыками общения с ними. Здесь психолог может скорректировать формулировки вопросов следователя для их адекватного восприятия ребенком, дать сведения, которые следователь может использовать для оценки показаний малолетнего свидетеля.
-
Судебная психология как отрасль прикладной юридической психологии: понятие, предмет, цели, задачи, основные проблемы. Юридико-психологические аспекты подсудимого (физическая привлекательность, сходство с судьёй/присяжными).
Судебная психология изучает психологические закономерности системы человек - право, разрабатывает рекомендации, направленные на повышение эффективности этой системы.
Методологическую основу судебной психологии составляет системно-структурный анализ процесса деятельности, который рассматривается во взаимосвязи со структурой личности и системой правовых норм. Судебная психология решает следующие задачи:
изучение психологических закономерностей воздействия права и правоохранительной деятельности на отдельных лиц, группы и коллективы; разработка научных рекомендаций с целью повышения эффективности правоохранительной деятельности, строгого соблюдения законности, успешного осуществления задач правосудия и перевоспитания лиц, совершивших преступление.
Таким образом, в центре внимания этой науки находятся психологические проблемы согласования человека и права как элементов одной системы.
Судебная психология составляет особенную часть юридической психологии, и состоит из следующих разделов: криминальная психология, психология потерпевшего, психология правонарушений несовершеннолетних, следственная психология, психология судебного процесса, судебно-психологическая экспертиза и исправительно-трудовая психология.
Судебная психология изучает человека во всей полноте, с другой стороны, этой научной дисциплине ярко выражены юридические аспекты, которые обуславливают комплекс объективных закономерностей, изучаемых дисциплиною. Она разрабатывает психологические основы:
правопослушного поведения (правосознание, мораль, общественное мнение, социальные стереотипы);
преступного поведения (структура личности преступника, преступный стереотип, структура преступной группы, криминогенная ситуация, структура личности потерпевшего и роль этих структур в генезисе преступного поведения);
правоохранительной деятельности (профилактика правонарушений, следственная психология, психология судебного процесса, судебно-психологическая экспертиза);
ресоциализации правонарушителей (исправительно-трудовая психология, психология адаптации после освобождения из ИТУ);
психологии несовершеннолетних.
- Вопросы для зачёта по юридической психологии
- 2013-2014 Учебный год
- Ответы для зачёта по юридической психологии
- 2013-2014 Учебный год
- Понятие психологии. Место психологии в системе наук. Классификации отраслей психологии. Современные направления психологии, их характеристика.
- Социальный интеллект (social intelligence) как один из важнейших психологических факторов профессиональной успешности юриста.
- Юридико-психологическая характеристика аттракции.
- Юридико-психологическая характеристика эмпатии (с учётом исследований Франса де Ваала).
- Юридико-психологическая характеристика локуса контроля (locus of control) личности.
- Фундаментальная ошибка атрибуции (fundamental attribution error): содержание, значение для юридической деятельности.
- Понятие, содержание и организация профессионального психологического отбора в правоохранительные органы.
- Профессиональные деформации личности сотрудников правоохранительных органов. Психологический мониторинг сотрудников правоохранительных органов.
- Правовая психология как отрасль прикладной юридической психологии: понятие, предмет, цели, задачи, основные проблемы. Психологические аспекты правотворчества.
- Юридико-психологические аспекты правовой социализации личности. Биопсихосоциальное содержание учения о морали, законопослушном и аномальном поведении.
- Юридико-психологическая характеристика правосознания как системы отражения правовой действительности. Характеристика функций правосознания. Понятие о правовой культуре.
- Социальные стереотипы, предрассудки: понятие, психологическое содержание, значение в юридической деятельности.
- Психологические аспекты деформации права и правосознания в тоталитарных обществах.
- Юридико-психологические аспекты учения о личности. Типологическая система к. Леонгарда (с дополнениями и изменениями а. Е. Личко).
- Медицинский (психиатрический), психологический и юридический подходы к категории вменяемости.
- Юридико-психологическое содержание проблемы психических расстройств, не исключающих вменяемости.
- Медицинский (психиатрический), психологический и юридический подходы к проблеме дееспособности.
- Понятие личности преступника в праве и юридической психологии. Правовые и психологические подходы к изучению личности преступника.
- Агрессия: понятие, основные теории. Проявления агрессии. Управление агрессией.
- Юридико-психологические аспекты виктимного поведения.
- Юридико-психологическая характеристика криминальной субкультуры.
- Психология в расследовании преступлений. Психологические аспекты отдельных следственных действий.
- Дистанционная психодиагностика личности в юридической психологии.
- Следственный анализ преступления (следственное профилирование - offender profiling).
- Юридико-психологическая характеристика массовых убийств.
- Юридико-психологическая характеристика краж.
- Юридико-психологическая характеристика терроризма.
- Юридико-психологическая характеристика тоталитарных культов.
- Юридико-психологическая характеристика допроса как специфической для юридической деятельности формы общения.
- Психология понимания правды. Проблема истинности/ложности показаний участников процесса. Возможности выявления истинности/ложности сообщения по поведенческим особенностям.
- Юридико-психологические аспекты использования полиграфа в оперативно-розыскной и следственной деятельности.
- Психолог как специалист в уголовном процессе.
- Состязательный подход в судопроизводстве: бóльшая справедливость или тенденциозность?
- Юридико-психологические аспекты показаний свидетелей и потерпевших (убедительность, точность, ошибки).
- Юридико-психологические аспекты суда присяжных.
- Пенитенциарная психология как отрасль прикладной юридической психологии: понятие, предмет, цели, задачи, основные проблемы.
- Стэнфордский тюремный эксперимент (ф. Зимбардо) и его значение для юридической деятельности.
- Типичные психофизиологические особенности осуждённых.
- Психофизиологические последствия заключения. Юридико-психологические проблемы адаптации освобождённых к условиям жизни на свободе.
- Психологические средства исправления осуждённых.
- Модификация поведения: содержание, правовые и психологические проблемы.
- Психологические требования к личности и деятельности персонала исправительных учреждений.
- Психологическая судебная экспертиза как отрасль прикладной юридической психологии. Правовые основы психологической судебной экспертизы.
- Классификация (виды) психологических судебных экспертиз. Подготовка, назначение и проведение психологической судебной экспертизы. Квалификационные требования к эксперту-психологу.
- Заключение психологической судебной экспертизы и его оценка следственными органами и судом.
- Психологическая судебная экспертиза несовершеннолетних обвиняемых (подозреваемых, подсудимых): теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- Психологическая судебная экспертиза свидетелей и потерпевших: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- Психологическая судебная экспертиза в делах о сексуальных преступлениях: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- Юридически значимые эмоциональные состояния: понятие, характеристика отдельных видов. Медицинский (психиатрический), психологический и юридический подходы к понятию аффекта.
- Психологическая судебная экспертиза юридически значимых эмоциональных состояний: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- Проблема психологического воздействия в юридической деятельности. Психологическая судебная экспертиза по фактам неправомерного психического воздействия.
- Психологическая судебная экспертиза в делах о происшествиях, связанных с управлением техникой: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- Психологическая судебная экспертиза личности обвиняемого (подозреваемого, подсудимого) и мотивов противоправных действий: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- Посмертная психологическая судебная экспертиза: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- Психологическая судебная экспертиза в делах по искам о возмещении морального вреда: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- Психологическая судебная экспертиза в делах по спорам о праве на воспитание детей: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- Психологическая судебная экспертиза преступной группы: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- Характеристика психологических судебных комплексных экспертиз.
- Использование достижений современной психолингвистики в юридической деятельности.