Психология понимания правды. Проблема истинности/ложности показаний участников процесса. Возможности выявления истинности/ложности сообщения по поведенческим особенностям.
Лицо, противодействующее следствию и дающее заведомо ложные показания, вступает со следователем в позиционное противоборство, прогнозирует возможные действия следователя, пытается рефлексивно управлять его деятельностью. Лжец оценивает, как его ложные показания будут приниматься, расцениваться и использоваться следователем. При активной, "творческой" лжи лжец стремится создать псевдомодель события, состыковать его элементы, выдумать причинно-следственные связи, привязать их к определенным месту и времени.
Ряд повторных детализирующих вопросов неизбежно приводит к вариациям вымысла, расстыкованности отдельных узлов этой псевдомодели. Чем меньше правды в показаниях, тем успешнее они изобличаются. Сложнее те случаи, когда подследственное лицо, хорошо знающее обстоятельства дела, вводит в подлинную модель события лишь отдельные ложные детали. Однако даже единственная вымышленная деталь события не может быть охвачена сознанием лгущего во всем многообразии ее проявлений.
Стереотипные, заученные ложные показания выдают себя косной неизменностью, тогда как образные представления имеют соответствующую динамику. Лгущий утрирует свое "незнание", это также изобличает его. Кроме того, лгущего всегда подстерегает незнание хода расследования, имеющегося объема доказательств.
Преодоление установки допрашиваемого лица на дачу ложных показаний требует от следователя анализа мотивов лжи и прогнозирования тех побуждений, которые могут привести к "раскрытию" данной личности, прогнозирования ситуации, в которой человек сделает откровенные признания.
Диагностируя ложность показаний, следователь может избрать одну из двух тактических возможностей 1) изобличить лжеца при его первых попытках ввести следствие в заблуждение; 2) позволить лжецу дать ложные показания и затем изобличить его.
Изменение показаний и правдивое признание — психологически трудный процесс, связанный с изменением установочной позиции, мотивационной переориентацией, ломкой сложившегося стереотипа, эмоциональным напряжением. Переход от лжи к правде связан с внутриличностным конфликтом — борьбой с собой. Своевременное определение этого состояния обвиняемого, убедительное аргументирование целесообразности правильного выбора — одна из тактических задач следователя Человеку необходима психологическая помощь в его движении от лжи к правде.
В структуре лживых показаний возможно выделение двух основных форм: 1) сокрытие (пассивная ложь) и 2) фальсификация (активная ложь).
Ни выражение лица, ни жестикуляция, ни изменения голоса не являются сами по себе признаками обмана. Подозревать его позволяет наличие рассогласованности, дисгармонии между вербальной и невербальной составляющей информационного сообщения, которые обусловлены внутренней борьбой, внутренним напряжением человека по поводу конструирования и дачи им ложных показаний.
Непосредственными объектами внимания следователя в этой связи должны выступать:
1) речь человека; 2) его мимика; 3)глаза;
4) движения головы, рук и других частей тела.
Речь человека. При допросе лжец, во-первых, может выдать себя по небрежности, просто не позаботившись тщательно продумать ложь. Во-вторых, в результате внутреннего конфликта большей или меньшей степени выраженности, сопровождающего ложь, могут появиться ошибки, которые 3. Фрейд определил как обмолвки. Третьей группой признаков лжи в словах выступают тирады. Иногда эмоции настолько захлестывают допрашиваемого, что скрываемая информация вырывается наружу и проявляется не в одном-двух словах, как при обмолвке, а льется потоком.
Также установлено, что ложные показания обычно имеют более бедный эмоциональный и интонационный фон.
Мимика лица. Человеческая мимика обусловлена сокращениями мышц лица. Подобно мышцам, обуславливающим особенности речи, мышцы лица связаны с цензами мозга, в которых возбуждается эмоция, что значительно повышает информационный потенциал наблюдений за лицом человека. Лицевые экспрессии одновременно передают информацию о том, что человек хочет показать и о том, что он хочет скрыть. Фальшивые экспрессии появляются в результате сознательного управления мышцами лица, позволяющего помешать появлению переживаемой эмоции и симулировать ложную. Подлинная эмоция проявляется потому, что движения лицевых мышц могут происходить непроизвольно, без мысли об этом или такого намерения. В результате ложь просачивается вопреки всем попыткам скрыть ее, и за лживым, но убедительным выражением лица в следующий же момент может просочиться скрываемая эмоция.
Глаза человека. Достижения нейрофизиологии последних лет свидетельствуют о том, что по движениям глазных яблок возможно достоверное суждение о процессах, протекающих в психике человека. Установлено, что обращение к различным видам памяти (зрительной, слуховой, кинестетической и так далее) обуславливает возбуждение различных участков мозга, которые в свою очередь напрямую связаны с движениями глаз.
Для решения того или иного вопроса человек вынужден обращаться к собственной памяти, т.е. к тому объему информации, который накоплен в течение жизни. У типичных правшей при этом движения глаз будут иметь следующее значение (у левшей все происходит наоборот).
* направление взгляда влево - вверх -- человек извлекает из памяти зрительные воспоминания; * направление взгляда вправо - вверх -- человек констатирует зрительные образы, которые ранее он не видел;
* направление взгляда по горизонтали влево -- человек извлекает из памяти слуховые воспоминания, которые когда-то имели место;
* направление взгляда по горизонтали вправо -- человек конструирует слуховые образы, которые ранее он не слышал
* направление взгляда вправо - вниз -- человек вспоминает некие чувственные образы, которые когда-то имели место,
* направление взгляда влево - вниз -- внутренний диалог и контроль речи.
- Вопросы для зачёта по юридической психологии
- 2013-2014 Учебный год
- Ответы для зачёта по юридической психологии
- 2013-2014 Учебный год
- Понятие психологии. Место психологии в системе наук. Классификации отраслей психологии. Современные направления психологии, их характеристика.
- Социальный интеллект (social intelligence) как один из важнейших психологических факторов профессиональной успешности юриста.
- Юридико-психологическая характеристика аттракции.
- Юридико-психологическая характеристика эмпатии (с учётом исследований Франса де Ваала).
- Юридико-психологическая характеристика локуса контроля (locus of control) личности.
- Фундаментальная ошибка атрибуции (fundamental attribution error): содержание, значение для юридической деятельности.
- Понятие, содержание и организация профессионального психологического отбора в правоохранительные органы.
- Профессиональные деформации личности сотрудников правоохранительных органов. Психологический мониторинг сотрудников правоохранительных органов.
- Правовая психология как отрасль прикладной юридической психологии: понятие, предмет, цели, задачи, основные проблемы. Психологические аспекты правотворчества.
- Юридико-психологические аспекты правовой социализации личности. Биопсихосоциальное содержание учения о морали, законопослушном и аномальном поведении.
- Юридико-психологическая характеристика правосознания как системы отражения правовой действительности. Характеристика функций правосознания. Понятие о правовой культуре.
- Социальные стереотипы, предрассудки: понятие, психологическое содержание, значение в юридической деятельности.
- Психологические аспекты деформации права и правосознания в тоталитарных обществах.
- Юридико-психологические аспекты учения о личности. Типологическая система к. Леонгарда (с дополнениями и изменениями а. Е. Личко).
- Медицинский (психиатрический), психологический и юридический подходы к категории вменяемости.
- Юридико-психологическое содержание проблемы психических расстройств, не исключающих вменяемости.
- Медицинский (психиатрический), психологический и юридический подходы к проблеме дееспособности.
- Понятие личности преступника в праве и юридической психологии. Правовые и психологические подходы к изучению личности преступника.
- Агрессия: понятие, основные теории. Проявления агрессии. Управление агрессией.
- Юридико-психологические аспекты виктимного поведения.
- Юридико-психологическая характеристика криминальной субкультуры.
- Психология в расследовании преступлений. Психологические аспекты отдельных следственных действий.
- Дистанционная психодиагностика личности в юридической психологии.
- Следственный анализ преступления (следственное профилирование - offender profiling).
- Юридико-психологическая характеристика массовых убийств.
- Юридико-психологическая характеристика краж.
- Юридико-психологическая характеристика терроризма.
- Юридико-психологическая характеристика тоталитарных культов.
- Юридико-психологическая характеристика допроса как специфической для юридической деятельности формы общения.
- Психология понимания правды. Проблема истинности/ложности показаний участников процесса. Возможности выявления истинности/ложности сообщения по поведенческим особенностям.
- Юридико-психологические аспекты использования полиграфа в оперативно-розыскной и следственной деятельности.
- Психолог как специалист в уголовном процессе.
- Состязательный подход в судопроизводстве: бóльшая справедливость или тенденциозность?
- Юридико-психологические аспекты показаний свидетелей и потерпевших (убедительность, точность, ошибки).
- Юридико-психологические аспекты суда присяжных.
- Пенитенциарная психология как отрасль прикладной юридической психологии: понятие, предмет, цели, задачи, основные проблемы.
- Стэнфордский тюремный эксперимент (ф. Зимбардо) и его значение для юридической деятельности.
- Типичные психофизиологические особенности осуждённых.
- Психофизиологические последствия заключения. Юридико-психологические проблемы адаптации освобождённых к условиям жизни на свободе.
- Психологические средства исправления осуждённых.
- Модификация поведения: содержание, правовые и психологические проблемы.
- Психологические требования к личности и деятельности персонала исправительных учреждений.
- Психологическая судебная экспертиза как отрасль прикладной юридической психологии. Правовые основы психологической судебной экспертизы.
- Классификация (виды) психологических судебных экспертиз. Подготовка, назначение и проведение психологической судебной экспертизы. Квалификационные требования к эксперту-психологу.
- Заключение психологической судебной экспертизы и его оценка следственными органами и судом.
- Психологическая судебная экспертиза несовершеннолетних обвиняемых (подозреваемых, подсудимых): теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- Психологическая судебная экспертиза свидетелей и потерпевших: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- Психологическая судебная экспертиза в делах о сексуальных преступлениях: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- Юридически значимые эмоциональные состояния: понятие, характеристика отдельных видов. Медицинский (психиатрический), психологический и юридический подходы к понятию аффекта.
- Психологическая судебная экспертиза юридически значимых эмоциональных состояний: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- Проблема психологического воздействия в юридической деятельности. Психологическая судебная экспертиза по фактам неправомерного психического воздействия.
- Психологическая судебная экспертиза в делах о происшествиях, связанных с управлением техникой: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- Психологическая судебная экспертиза личности обвиняемого (подозреваемого, подсудимого) и мотивов противоправных действий: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- Посмертная психологическая судебная экспертиза: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- Психологическая судебная экспертиза в делах по искам о возмещении морального вреда: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- Психологическая судебная экспертиза в делах по спорам о праве на воспитание детей: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- Психологическая судебная экспертиза преступной группы: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- Характеристика психологических судебных комплексных экспертиз.
- Использование достижений современной психолингвистики в юридической деятельности.