4. Конфликт с беременностью или ситуацией материнства.
Формальные признаки
Отказ от рисования; переворачивание, сгибание листа; наличие стираний, перерисовок, зачеркиваний; большие пятна черного цвета; неадекватное использование размеров листа (слишком мелко или "не умещаются" важные части рисунка, в первую очередь фигура матери и ребенка).
Продолжение Приложения 4
Содержательные признаки
Отсутствие на рисунке себя и\или ребенка; замена образа ребенка и\или себя на растение, животное, символ; отсутствие совместной деятельности и контакта с ребенком; ребенок спрятан (в пеленках, коляске, кроватке, животе матери); ребенок изолирован при помощи предметов, отделяющих его от матери или полностью изолирован без контакта с матерью (к кроватке, коляске, на коврике, на качелях и т.п.); большая пространственная дистанция между фигурами матери и ребенка; фигуры, нарисованные спиной; отсутствие у фигур лица, реже тела; большое количество дополнительных предметов, их большие по сравнению с фигурами матери и ребенка размеры, они покрывают практически весь лист; возраст ребенка дошкольный, реже ранний, к концу беременности не снижается, или даже увеличивается, после родов - ребенок более старшего, редко - более младшего возраста, чем в настоящем.
Приложение 5
- Психологическая помощь женщинам, страдающим бесплодием, в условиях амбулаторного учреждения
- Глава 1. Изучение психологических особенностей женщин, страдающих бесплодием
- 1.2. Психологические особенности женщин, страдающих бесплодием
- 1.3. Психологическая помощь женщинам с диагнозом - бесплодие
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей женщин с диагнозом - бесплодие
- 2.1. Описание исследования
- 2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
- 2.3. Программа психологической коррекции и оценка ее эффективности
- План программы коррекционной работы
- Выводы по второй главе
- Заключение
- Списиок источников и литературы
- Приложения
- Опросник личностной и ситуативной тревожности Спилбергера-Ханина
- Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (к.К.Яхин, д.М.Менделевич)
- Шкала депрессии Бека Инструкция
- Рисуночный тест «я и мой ребенок»
- 1. Благоприятная ситуация.
- 3. Тревога и неуверенность в себе.
- 4. Конфликт с беременностью или ситуацией материнства.
- Программа психокоррекционных занятий