1. Благоприятная ситуация.
Формальные признаки
Хорошее качество линии; расположение рисунка в центральной части листа; размеры рисунка соответствуют принятым в психодиагностике, (отражают нормальное состояние без признаков тревоги и неуверенности в себе); при наличии развернутого сюжета (с дополнительными кроме фигур матери и ребенка деталями: обстановка комнаты, дом, деревья и др.) рисунок занимает большую часть листа; отсутствие стираний, зачеркивания, перерисовок, рисования на обратной стороне листа; отсутствие длительных обсуждений (как и что рисовать) или отговорок (я не умею и т.п.), а также пауз в процессе рисования больше 15 секунд; положительные эмоции разной степени выраженности в процессе рисования.
Продолжение Приложения 4
Содержательные признаки
Наличие на рисунке себя и ребенка; отсутствие замен образов себя и ребенка на растения, животных, неживые объекты, символы; соразмерность фигур матери и ребенка; отсутствие других людей; дополнительные предметы и детали одежды не составляют главную часть рисунка, их количество, степень прорисовки, размеры не давлеют над фигурами матери и ребенка; наличие совместной деятельности матери и ребенка; наличие телесного контакта (мать держит ребенка на руках или за руку); ребенок не спрятан (в кроватке, коляске, пеленках или животе матери) и не изолирован (ребенок, завернутый в пеленки, с прорисованным лицом, которого мать держит на руках - нормальный признак); прорисовка лица ребенка; все фигуры нарисованы лицом к зрителю; возраст ребенка приближается к младенческому прогрессивно с первого к третьему триместру, после родов - ребенок в настоящем возрасте.
2. Незначительные симптомы тревоги, неуверенности, конфликтности.
Формальные признаки
Наличие незначительных признаков тревоги и неуверенности в себе по качеству линии; недостаточно крупный рисунок; расположение в нижней части листа или ближе к одному из углов; наличие линии основания; небольшое наличие штриховки.
Содержательные признаки
Наличие на рисунке себя и ребенка без замены образов; фигура ребенка слишком большая или маленькая; наличие мужа, других детей; большое количество дополнительных предметов, их большие по сравнению с фигурами матери и ребенка размеры; ребенок в коляске или другом подвижном объекте (на санках, в кресле-качалке, на игрушке-качалке и т.п.), при этом мать держит ребенка за руку или за деталь объекта, в котором расположен ребенок, фигура и лицо ребенка прорисованы; все
Продолжение Приложения 4
фигуры лицом к зрителю, или в профиль; совместная деятельность может отсутствовать; возраст ребенка в беременности в пределах раннего, к концу беременности приближается к младенческому, после родов - в настоящем возрасте.
- Психологическая помощь женщинам, страдающим бесплодием, в условиях амбулаторного учреждения
- Глава 1. Изучение психологических особенностей женщин, страдающих бесплодием
- 1.2. Психологические особенности женщин, страдающих бесплодием
- 1.3. Психологическая помощь женщинам с диагнозом - бесплодие
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей женщин с диагнозом - бесплодие
- 2.1. Описание исследования
- 2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
- 2.3. Программа психологической коррекции и оценка ее эффективности
- План программы коррекционной работы
- Выводы по второй главе
- Заключение
- Списиок источников и литературы
- Приложения
- Опросник личностной и ситуативной тревожности Спилбергера-Ханина
- Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (к.К.Яхин, д.М.Менделевич)
- Шкала депрессии Бека Инструкция
- Рисуночный тест «я и мой ребенок»
- 1. Благоприятная ситуация.
- 3. Тревога и неуверенность в себе.
- 4. Конфликт с беременностью или ситуацией материнства.
- Программа психокоррекционных занятий