logo search
Ответы на ГОСы по общей психологии

Мотивационная сфера личности и ее развитие. Теории мотивации.

Мотивационная сфера личности тесно связана с отношениями личности с другими людьми. Она зависит не только от непосредственных контактов человека с конкретными людьми, но и от опосредованных, а так же от сфер жизни общества, относящихся к общественному сознанию. "В процессе развития в обществе индивид как бы выходит за пределы непосредственных связей с другими людьми, а его мотивационная сфера начинает формироваться под существенным влиянием идейной жизни общества: идеологии, политики, этики, права, эстетики и т. д.". Б.Ф. Ломов подчеркивает огромную роль в формировании и развитии мотивационной сферы личности общественных институтов: системы образования, пропаганды и т. д. Мотивационная сфера личности не является только отражением ее собственных индивидуальных потребностей, объективным основанием испытываемой личностью борьбы мотивов являются реальные противоречия, возникающие в обществе. "Являясь опосредствованным системой общественных отношений отражением потребности, мотив не есть ее простая "калька". Связь между потребностью как объективной необходимостью и мотивом как ее субъективным отражением неоднозначна. Сходные потребности могут быть реализованы в различных мотивах и, наоборот, за сходными мотивами могут стоять разные потребности". Тесная связь ценностных ориентаций личности с ее мотивационной сферой отмечается исследователями данной проблемы. По словам Б.Ф. Поршнева, основа личности заключается в функции выбора. Выбор предполагает предпочтение одного мотива всем прочим. Но для этого должны быть основания, и таким основанием является ценность, "ибо ценность - единственная мера сопоставления мотивов". Кроме того, ценность имеет способность порождать эмоции, например, в случае, когда тот или иной выбор противоречит ей. А это значит, по мнению Ф.Е. Василюка, что ценность должна быть подведена под категорию мотива. Л.С. Кравченко пытается проследить эволюцию в ходе развития личности, которая заключается в их изменении не только по содержанию, но и по своей мотивирующей функции, по месту и роли в структуре жизнедеятельности. На первых порах ценности существуют только в виде эмоциональных последствий их поведенческого нарушения или, напротив, утверждения (первые чувства вины и гордости). Затем ценности обретают форму "знаемых" мотивов, потом мотивов смыслообразующих и реально действующих. При этом ценность на каждом новом этапе своего развития обогащается новым мотивационным качеством, не утрачивая предыдущих. И все же нельзя сказать, что ценность и есть мотив или некоторый род мотивов. Ценность может выполнять функции мотива, то есть смыслообразовывать, направлять и побуждать реальное поведение, но отсюда не следует, что в рамках психологии ценность можно свести к категории мотива. "В отличии от мотива, который всегда будучи моим, твоим или его мотивом, обособляет индивидуальный жизненный мир, ценность есть то, что, напротив, приобщает индивида к некоторой надындивидуальности общности и целостности". Ценность позволяет определить "цену" каждого мотива, установить их иерархию, выявить наиболее значимый мотив. Свои выборы человек осуществляет на основе ценностного отношения к действительности, это значит, что каждый выбор предполагает реализацию и утверждение определенной жизненной ценности. Следовательно, ценностная ориентация является главным и наиболее глобальным фактором, благодаря своим взаимосвязям с мировоззрением, интересами и через них с коренными условиями бытия личности. Мотив - как непосредственный повод для совершения поступка - более ситуативен, индивидуален и многообразен по сравнению с ценностными ориентациями. Сложившаяся система ценностных ориентаций есть высший уровень регуляции по отношению к потребностям, интересам и мотивам поведения. Мотивационная сфера личности - это не простая иерархия потребностей и мотивов, но иерархия реализуемых человеком деятельностей, их мотивов и условий, целей и средств, планов и результатов, норм контроля и оценки. По мнению ряда ученых, самоактуализация как процесс саморазвития личности, постоянного внутреннего движения субъекта в предмете своей деятельности берет начало в низших уровнях побудительной иерархии. По мере усложнения целей усложняются и совершенствуются средства предметного развития, усложняется и расширяется характер включения субъекта в систему социальных взаимодействий, вне которых это движение невозможно. Это основная производительная линия развития личности. Одновременно развивается подчиненная по отношению к ней линия поддержания жизнедеятельности и социального существования личности; ее определяют как потребительную линию. Сюда включаются: удовлетворение потребностей жизнеобеспечения и самосохранения, получение необходимых условий комфорта и гарантий безопасности, моменты самооценки, статуса и влияния, как основ существования и развития личности в обществе. При этом мотивы жизнеобеспечения, комфорта и социального статуса соответствуют первым уровням иерархии, а мотивы общей активности, творческой активности и социальной полезности составляют в своей основе ряд самоактуализации. Таким образом, из этих групп мотивов складываются наиболее обобщенные мотивационные образования - функциональные тенденции, одну из которых можно определить как тенденцию поддержания жизнедеятельности и социального существования личности - потребительная тенденция.

Теория мотивации - система научных исследований причин, побуждающих человека к трудовой деятельности. Различают содержательные и процессуальные теории мотивации.

Процессуальные теории мотивации - теории мотивации, исходящие из поведения людей с учетом их восприятия и познания.

Процессуальные теории исходят из того, что индивиды оценивают различные виды поведения через полученные результаты, которые можно измерить.

К процессуальным теориям мотивации относятся: теория ожиданий, теория справедливости, модель мотивации Портера-Лоулера и др.

Содержательные теории мотивации - теории мотивации, базирующиеся на идентификации потребностей, которые заставляют людей действовать так, а не иначе. Различают: - теорию потребностей А.Маслоу;

- двухфакторную теорию Ф.Герцберга и др.