Классификация мотивов и потребностей. Методы изучения мотивации.
Потребности – субъективные явления, побуждающие к Деятельности и представляющие собой отражение нужды организма в чем-либо. Все многообразие потребностей может быть сведено к двум основным классам:
- биологические (витальные);
- информационные (лежащие в основе социальных потребностей).
Биологические потребности являются легко и быстро насыщаемыми. Регулирующая функция биологических потребностей ограничена, так как они определяют поведение в сравнительно небольшие отрезки времени, в течение кот. происходит удовлетворение потребностей. Если бы животное или человек действовали под влиянием только этих потребностей, то их активность была бы очень ограниченной.
Информационные потребности (к ним относятся и познавательные, и социальные) являются ненасыщаемыми или значительно менее насыщаемыми по сравнению с биологическими потребностями. Поэтому их регулирующая функция по отношению к поведению человека является неограниченной.
Биологические потребности имеют индивидуалистический, эгоцентрический характер, ставят особь в конкурентные, враждебные отношения с другими особями. Информационные потребности, как правило, не ведут к возникновению конкурентных отношений между людьми. Удовлетворение информационной потребности за счет какого-либо объекта никак не сказывается на самом объекте. Эта потребность имеет вторую сторону: поделиться информацией с другими людьми.
А. Маслоу выстроил иерархию мотивов по степени их близости к удовлетворению витальных потребностей. В основе иерархии лежит необходимость поддерживать физиологический гомеостаз; выше – мотивы самосохранения; далее – уверенность, престижность, любовь. На вершине иерархии – познавательные и эстетические мотивы, ведущие к развитию способностей и самоактуализации Личности.
Иерархия фундаментальных потребностей (по А. Маслоу):
- физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.);
- потребность в безопасности (стабильность, порядок);
- потребность в любви и принадлежности (семья, дружба);
- потребность в уважении (самоуважение, признание);
- потребность в самоактуализации (развитие способностей).
Потребность обладает побуждающей функцией.
Мотив – побуждающей, направляющей, смыслообразующей.
Классификации возможные/невозможные с точки зрения Леонтьева: существующие, которые делят потребности на психические и биологические не имеют смысла, поскольку все предметы, то есть мотивы имеют социальное происхождение. 1. Актуально действующие мотивы (актуально значимые). 2. Знаемые мотивы.
Классификация мотивов Г.А. Мюррея - (от лат. classis - разряд + facere - делать и moveo - двигаю) - модель структуры мотивационно - потребностной сферы. Были выделены следующие мотивы: достижения, руководства, порядка, самопредъявления, автономии, общительности, понимания со стороны других, помощи извне, доминантности, зависимости, готовности помочь, ориентации на новое, выдержки, секса, агрессии. На выявление этих мотивов был изначально ориентирован Тематический апперцептивный тест.
Классификация мотивов Нюттена — модель структуры мотивационно–потребностной сферы. Выделено восемь мотивационных категорий: личность субъекта (представление о себе, способности, характер), деятельность, направленная на саму личность (саморазвитие, реализация перспективных планов), деятельность, направленная на ожидаемый результат, социальные контакты, исследовательская деятельность, религиозные мотивы, собственность, игра (развлечения).
Мотивация понимается как процесс выбора из различных возможных действий, как процесс, регулирующий и направляющий действие на достижение специфических для данного мотива состояний и поддерживающий эту направленность. "Опросник для измерения аффилятивной тенденции и чувствительности к отвержению" (A. Mehrabian, 1970) измеряет два обобщенных мотива: стремление к принятию (у автора называется аффелятивная тенденция) и страх отвержения (чувствительность к отвержению). Опросник состоит из двух шкал. Опросник построен на основе теории мотивации достижения Дж. Аткинсона. При подборе пунктов теста учитываются индивидуальные различия людей с мотивом стремления к успеху и избегания неудачи в поведении, определяемом мотивацией достижения.
Проективные методы. Эти методы построены на анализе продуктов воображения и фантазии. Они основаны на представлениях 3. Фрейда о механизме проекции, а также на многочисленных исследованиях влияния мотивации на воображение и перцепцию. Проективные методы используются для диагностики глубинных мотивационных образований, особенно неосознаваемых мотивов. Эти методы сначала возникли в условиях клиники, но в дальнейшем стали интенсивно использоваться и в экспериментальной психологии.
Проективные методики многообразны. У нас в стране одна из модификаций, чаще всего используемая для выявления мотивации, ТАТ была создана Е. Т. Соколовой (1982) для диагностики мотивации подростка.
Тест юмористических фраз (ТЮФ) - еще одна оригинальная компактная методика диагностики мотивационной сферы личности, соединяющая в себе достоинства стандартизированного измерительного теста и индивидуализированной проективной техники. Особенностью этой методики является специфический стимульный материал - юмористические фразы, - который позволяет экспериментально реализовать психодиагностические возможности метода тематической свободной классификации.
- Оглавление
- Общая психология
- Подходы к определению предмета психологии как науки.
- Методы исследования в психологической науке.
- Проблемы, задачи и направления развития современной психологии.
- Неосознаваемые психические процессы. Неосознаваемые побудители сознательных действий.
- Происхождение и развитие сознания человека. Культурно-историческая теория происхождения высших психических функций.
- Психологическая теория деятельности. Деятельностный подход в психологии.
- Ощущение: свойства, характеристики, функции, виды.
- Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений. Чувствительность, ее динамика и способы измерения.
- Восприятие: определение, свойства, функции, виды.
- Теории восприятия. Методы изучения восприятия.
- Внимание: понятие, виды, свойства. Развитие внимания.
- Методы изучения и методики диагностики внимания.
- Память как психический процесс. Теории памяти.
- Память: виды, типы, формы, функции. Индивидуальные особенности памяти и ее развитие.
- Процессы памяти. Методы изучения памяти.
- Мышление как психический процесс: виды, формы, операции.
- Мышление и речь. Развитие мышления.
- Теории мышления. Экспериментальные исследования мышления.
- Интеллект: определение и модели. Методы диагностики интеллекта.
- Воображение: определение, виды, механизмы. Индивидуальные особенности и развитие воображения.
- Воображение и творчество. Методы изучения креативности личности.
- Эмоции, чувства, психические состояния. Теории эмоций.
- Функциональные состояния организма и психики.
- Эмоциональный стресс. Регуляция эмоциональных состояний.
- Воля. Произвольная регуляция деятельности и поведения человека.
- Мотивационная сфера личности и ее развитие. Теории мотивации.
- Классификация мотивов и потребностей. Методы изучения мотивации.
- Методология экспериментального изучения личности.
- Психодинамическое направление в исследовании личности (з.Фрейд, к.Г.Юнг, а.Адлер).
- Диспозициональная теория личности (г.Оллпорт).
- Факторный подход к исследованию личности. Структурная теория черт личности (р.Кеттелл).
- Типологический подход к исследованию личности (г.Айзенк).
- Социально-когнитивное направление в исследовании личности (а.Бандура, Дж.Роттер).
- Гуманистическое направление в исследовании личности (а.Маслоу, к.Роджерс).
- Понятие социального характера в работах э.Фромма.
- Исследования личности в отечественной психологии (б.Г.Ананьев, л.И.Божович, а.Н.Леонтьев, в.Н.Мясищев, с.Л.Рубинштейн, д.Н.Узнадзе).
- Психологические характеристики темперамента. Современные модели темперамента.
- Характер, его структура и методы изучения. Формирование характера.
- Акцентуации характера. Классификации типов акцентуаций характера (к. Леонгард, а.Е.Личко).
- Способности и задатки. Виды и уровни развития способностей. Методы диагностики способностей.
- Психология развития и возрастная психология
- Предмет, отрасли и задачи возрастной психологии. Методы исследования в возрастной психологии.
- Условия и движущие силы психического развития. Проблема соотношения обучения и психического развития (э.Торндайк, ж.Пиаже, к.Коффка, л.С.Выготский).
- Операциональная теория интеллектуального развития ж.Пиаже.
- Эпигенетическая теория психосоциального развития э.Эриксона.
- Теория психического развития л.С.Выготского, д.Б.Эльконина.
- Психическое развитие в раннем детстве (младенчество и собственно раннее детство).
- Психическое развитие в дошкольном возрасте. Психологическая готовность к школьному обучению.
- Психическое развитие в младшем школьном возрасте. Самооценка и социальные мотивы младшего школьника.
- Потенциальная кризисность подросткового возраста. Личностное развитие в подростковом и раннем юношеском возрасте.
- Особенности психического развития в периоды зрелости (ш.Бюлер, э.Эриксон).
- Социальная психология
- Предмет и задачи социальной психологии. Специфика социально-психологических исследований.
- Атрибутивные процессы. Фундаментальная ошибка атрибуции.
- Социальные установки. Пути формирования убеждений.
- Взаимосвязь социального поведения и установок.
- Конформизм: классические эксперименты. Виды конформизма, факторы проявления.
- Агрессия: факторы возникновения и ослабления. Теории агрессии.
- Эмоциональные аспекты межличностных отношений: дружба, любовь, привязанность. Межличностная аттракция.
- Альтруизм: личностные и ситуационные влияния. Теории альтруизма.
- Предрассудки в социальных отношениях: предпосылки возникновения и последствия.
- Группа как объект социально-психологических исследований. Групповые процессы.
- Виды, функции, причины и динамика конфликта. Стратегии и методы разрешения конфликтов.
- Общение: структура, виды, функции, средства. Развитие коммуникативной компетентности субъекта деятельности.
- Педагогическая психология
- Предмет, задачи, методы педагогической психологии. Основные проблемы педагогической психологии.
- Психологическая структура деятельности субъектов образовательного процесса. Сравнительный анализ компонентов учения и обучения.
- Развитие мотивации учебной деятельности школьников и студентов.
- Основные дидактические принципы развивающего обучения л.В.Занкова.
- Теория развивающего обучения д.Б.Эльконина - в.В.Давыдова.
- Теория поэтапного формирования умственных действий п.Я.Гальперина.
- Концепция проблемного обучения а.М.Матюшкина.
- Теория знаково-контекстного обучения а.А.Вербицкого.
- Развитие профессиональной деятельности педагога. Психологические требования к личности педагога.
- Формы и методы организации учебной деятельности. Активные методы обучения.
- Методика преподавания психологии
- Предмет, цели и задачи курса «Методика преподавания психологии».
- Виды лекций. Особенности проблемной лекции.
- Особенности организации семинарских и практических занятий в курсе психологии.
- Игровые и тренинговые формы организации обучения психологии.
- Организация самостоятельной работы студентов.
- Формы и методы контроля знаний в обучении психологии.
- Педагогические технологии контекстного обучения в преподавании психологии.
- Технические средства в обучении психологии. Проблемы компьютеризации обучения.